Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Первый печатный станок гутенберга. Иоганн гутенберг - отец книгопечатания. На пути к открытию

Иоганн Гутенберг. Логотип пивоваренной компании "Schöfferhofer".

Время изобретения книгопечатания относится к эпохе завершения борьбы между демократией и аристократией в средневековых городах Европы, расцвета гуманизма и начала невиданного роста художественного творчества.

Новая ступень общественного развития требовала размножения книг такими темпами, которые не могли обеспечить средневековые переписчики. Изобретение книгопечатания означало переворот, но всякий переворот имеет свою предысторию. Дело Иоганна Гутенберга - общепризнанного создателя европейский способа книгопечатания, было замечательным итогом процесса, растянувшегося на тысячелетие.

Существует четыре основополагающих компонента современных способов печати: наборная форма вместе с необходимой процедурой ее установки и фиксации в нужном положении, печатный станок, подходящий тип типографской краски и материал пригодный для печати, такой как бумага.

Бумага была изобретена в Китае много лет назад (Дай Лунем) и уже давно широко использовалась на Западе. Это был единственный элемент печатного процесса, который был в готовом виде у Иоганна Гутенберга. Хотя еще до Гутенберга проводилась определенная работа по совершенствованию остальных элементов книгопечатания. Китайские источники свидетельствуют о том, что в начале второго тысячелетия был (из особым образом обоженной глиняной массы, а позднее из бронзы). Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев. Очевидно, Гутенберг пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем и ввел множество важных нововведений. Например, нашел металлический сплав, подходящий для набора, создал матрицу для точной и аккуратной отливки комплектов литер, типографскую краску на масляной основе и станок, подходящий для печати.

Но общий вклад Гутенберга оценивается гораздо выше, чем любое из его личных изобретений или усовершенствований. Его заслуга заключается, главным образом, в том, что он объединил все элементы печатания в эффективную систему производства. Именно для печати, в отличие от всех других предыдущих изобретений, существенное значение имеет процесс массового производства. Гутенберг создал не какое-то одно приспособление, не какой-то один механизм и даже не целую серию технических устройств. Он создал полный законченный промышленный процесс.

Первые попытки тиражирования печатной продукции было тиснение, которое стало применяться в XIII веке в Европе для производства игральных карт. Затем - изготовление на деревянной доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе - переходит в область книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлением отпечатанных таким образом картин и небольших сочинений. Особенно сильно ксилография была развита в Нидерландах.

Оставалось сделать последний шаг - разрезать доску на подвижные литеры и перейти к набору. Воплощение этой мысли логичным образом вытекало из способа обучения грамоте - складывания слов из отдельных букв.

Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на одном конце, дающей отпечаток буквы. Литера настолько проста, что мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, и странной кажется длительная, кропотливая работа, которую должен был проделать Гутенберг, чтобы создать литеру. А между тем без преувеличения можно сказать, что Гутенберг на деле доказал свою гениальность, разрешив вопрос об изготовлении шрифта, и именно этим создал новое искусство.

Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости, изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед изобретателем.

Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной форме.

Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться изобретателю - это создание пунсона. Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл, получить литеры с выпуклым очком буквы. Однако возможно значительно упростить задачу, если сделать одну модель выпуклой буквы на твердом металле - пунсон. Пунсоном оттискивают в более мягком металле ряд обратных углубленных изображений нужной буквы, получают матрицы и после этого организуют быструю отливку любого количества литер. Следующий этап - нахождение сплава, который обеспечивает одновременно легкость изготовления (литья) и достаточную прочность шрифта, выдерживающего многократное печатание. Только изобретение пунсона, необходимого сплава и организация словолития знаменовали решительный и бесповоротный успех. Весь этот путь исканий был крайне долог и труден, и неудивительно, что Гутенберг мог употребить на прохождение его почти весь пятнадцатилетний период страсбургской жизни.

Гутенбергу, очевидно, принадлежит введение первой наборной кассы и крупные новшество в печатании - создание печатного станка. Печатный станок Гутенберга крайне несложен - это простой деревянный винтовой пресс. В качестве первоосновы он использовал уже существовавшие к тому времени пресса, которые применялись в виноделии. Гутенберг переделал пресс для выжимания виноградного сока в первый в мире коммерческий типографский пресс.

Лучшей черной краской в средние века считали сажу, полученную при сжигании виноградной лозы и растертую с растительным маслом. Гутенберг изобрел типографскую краску - Lampenruß, Firnis und Eiweiß/ламповая сажа и льняное масло или олифа.

Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника - проект по тому времени грандиозный. Предположено было издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Кстати, примерно в то же время в Италии работал печатник Памфилий Кастальди, в Голландии - мастер Лаврентий Костер, а в той же Германии - Иоганн Ментелин. Все они осуществили переход от печатания с деревянных досок путем прокатки мягким валиком к печати подвижными литерами с помощью пресса. Однако решающие технологические новации были связаны с типографией Гутенберга.

Долгое время первая Библия почиталась как первая печатная книга вообще. Она по праву является первой книгой, ибо книги, выходившие ранее, по своему объёму, скорее, заслуживают название брошюр. Кроме того это первая книга дошедшая до нас целиком, притом с довольно большим количеством экземпляров, тогда как все предшествующие ей сохранились лишь во фрагментах. По своему оформлению она принадлежит к числу прекраснейших книг всех веков. Всего таких книг было 180: Гутенберг напечатал 180 экземпляров Библии, из них 45 - на пергаменте, остальные - на итальянской бумаге с водяными знаками. И хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий ее выделяет исключительное качество оформления. До наших дней в полном своем содержании сохранилась всего 21 книга. $ 25-35 млн. - и за какую другую книгу не уплачивались столь баснословные суммы. Первые книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года назывались инкунабулами (от лат. incunabula - "колыбель", "начало") . Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100 - 300 экземпляров.

Однако, в самый разгар работ над Библией, Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствие невозможности оплатить большую часть долга возникло судебное разбирательство, закончившееся трагически для Гутенберга: он лишился на только типографии, но и значительной части оборудования своей первой типографии. В составе утраченного были, по видимому, и матрицы первого гутенбергского шрифта; сам же шрифт, уже сильно сбитый, остался собственностью Гутенберга. Гениальный творческий замысел Гутенберга был закончен по-видимому одним бывший подмастерье Гутенберга - Петером Шеффером, а прибыль, полученная после выхода в свет Библии, потекла в карман Иоганна Фуста. Вскоре Шеффер стал зятем Фуста, женившись на его единственной дочери Кристине. Теперь типография носила их имена "Fust und Schöffer" (Фуст и Шёффер). Шефферу приписываются такие нововведения в книгопечатании, как датировка книг, издательская марка (printer’s mark), греческий шрифт, печатание цветными красками. Шеффер сплавил свинец с сурьмой и получил типографский гарт (от hart - твердый (нем.), и осуществил переход от глиняных (крупных, лепных) форм, которые использовал его учитель Гутенберг, к медным формам. У Шёффера с Кристиной было четверо сыновей, продолживших семейное дело, в его честь до сих пор в Майнце выпускается пшеничное пиво "Schöfferhofer".

Таким образом Гутенберг утратил монополию на своё изобретение. При таких условиях он не мог выдержать конкуренции своего богатого соперника и, выпустив несколько небольших книг, вынужден был закрыть типографию. Возобновить печатания ему удалось лишь на краткий срок, в 1460-1462 годах. После разграбления и пожара Майнца 28 октября 1462 года, Гутенберг не выступал более в роли печатника. 17 января 1465 г. архиепископ Майнца Адольф II Нассауский назначил пожизненно Гутенбергу поместье, придворное платье, 2180 мер зерна и 2000 литров вина. Гутенберг скончался в умер 3 февраля 1468 года и схоронен в Майнце в церки францисканцов.

Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы. Книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков. Не пострадали только переплетчики. Иоганн Гутенберг и другие ранние типографы чаще всего выпускали книги непереплетенными, об этом надлежало заботиться читателям. Проблем с этим не было, ибо переплетные мастерские существовали в каждом более или менее крупном городе.

Монахам ничего не стоило объявить изобретение Гутенберга творение дьяволом, а изобретателя - прислужником сатаны. Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказывает сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны. Книгопечатание принесло с собой десакрализацию "священной книги": отныне Библия общедоступна и может быть изучена самостоятельно, без комментария священника, и этого достаточно для общения с Богом. "Книгу творения" можно стало не просто восхищенно созерцать, строго соблюдая церковные наставления, но активно и самостоятельно исследовать.

Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать. Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.

Слава творца одного из гениальнейших искусств должна принадлежать человеку, посвятившему всю свою жизнь тому, чтобы довести до конца свое дело, чтобы создать впервые типографию и книгу.

ГУТЕНБЕРГ, ИОГАНН (Gutenberg, Johann) (между 1397 и 1400 – 1468), немецкий ремесленник, изобретатель книгопечатания. Родился в Майнце, сменил фамилию отца Генсфляйш на фамилию матери – Гутенберг. После 1420 семья была изгнана из города по политическим мотивам (в Майнце тогда происходило бурное противостояние патрицианских родов и ремесленных цехов) и обосновалась в Страсбурге. Неизвестно также, где Гутенберг обучался ремеслу, но уже в 1434 был признан мастером в Страсбурге, в 1438 стал компаньоном Андреаса Дрицена и братьев Хейлманнов, Андреаса и Антона, согласившись обучить их некоторым «тайным искусствам», в том числе искусству книгопечатания.

Смерть Дрицена в конце того же года послужила причиной судебной тяжбы, в ходе которой два его брата требовали признать за ними компаньонские права покойного. В материалах суда содержатся самые ранние сведения о деятельности Гутенберга. Тяжба разрешилась в пользу Гутенберга, и он остался работать в Страсбурге. В 1448 вернулся в родной Майнц, где заключил соглашение об «изготовлении книг» с Иоганном Фустом (или Фаустом), золотых дел мастером, ссудившим ему 800 гульденов под залог некоего аппарата, который Гутенберг обязался для него изготовить. Кроме того, Фуст взялся выплачивать ему ежегодно 300 гульденов.

Гутенберг обращался за деньгами еще несколько раз, и в 1455 Фуст потребовал возврата своих вложений. Гутенберг не желал либо не мог вернуть требуемую сумму, и хотя решения суда до нас не дошли, скорее всего, он был вынужден отдать бывшему партнеру и свой печатный станок, и весь набор. Именно этим можно объяснить тот факт, что крупноформатная 42-строчная латинская Библия ин-фолио, или Библия Мазарини , первая дошедшая до нас книга, напечатанная с помощью набора из подвижных литер, часто называемая Библией Гутенберга , была на самом деле в 1456 выпущена Фустом совместно с Петером Шёффером с наборных досок, которые подготовил Гутенберг. Вполне вероятно также, что, работая вместе с Фустом над 42-строчной Библией, Гутенберг одновременно напечатал 36-строчную Библию, известную как Бамбергская Библия (называемую также Шелхорнской Библией , или Пфистерской Библией ), а также папские индульгенции 1454.

После 1458 Гутенберг постоянно испытывал финансовые затруднения. Известно, что некий доктор Конрад Гомери (или Гумери), член майнцского совета, предоставил Гутенбергу инструменты и набор, необходимый для работы. По мнению некоторых исследователей, Католикон Иоганна Бальба от 1460 был напечатан именно этими шрифтами. Другие историки приписывают издание Католикона Гейнриху Бехтермюнце или Петеру Шёфферу. Самому Гутенбергу его изобретение так и не принесло достатка, хотя конкурирующая типография Фуста и Шёффера успешно развивалась вплоть до захвата Майнца Адольфом II в 1462. Последние годы жизни Гутенберг провел в Майнце либо в соседнем Эльтвиле, и в 1465 курфюрст Нассау Адольф сделал его придворным бенефициарием.

ГУТЕНБЕРГ (Gutenberg) Иоганн (около 1400, Майнц - 3.2.1468, там же), немецкий изобретатель, создавший европейский способ книгопечатания, первый типограф Европы. Гутенберг происходил из рода майнцских патрициев Генсфлейш. Предположительно Гутенберг слушал лекции в университете города Эрфурт (1418-1420), с 1428 года жил в Страсбурге. Гутенбергу принадлежит заслуга разработки типографского процесса в целом. Большинство источников 15 века датирует начало книгопечатания 1440, но находками памятников печати того времени с именем Гутенберга эта версия не подтверждается. В 1450-е годы Гутенберг жил в Майнце, где завершил создание способа печатного набора, в котором использовал принцип, применявшийся при изготовлении печатей. Оттиски текста получались с формы, составленной из подвижных и заменяемых элементов - литер, отлитых из специального сплава на основе свинца с добавлением сурьмы и олова. На слитках вырезались (гравировались) выпуклые изображения букв, из которых набирался текст в зеркальном отображении. При печатании отображение получалось прямым. Сконструированный Гутенбергом словолитный ручной прибор обеспечивал стандартность литер и возможность их массового изготовления. Гутенберг разработал первый шрифт (гутенберговский), которым напечатаны «Сивидлина книга», а также примерно 24 учебника латинской этимологии, составленных римским грамматиком Донатом в 4 веке. Печатный набор позволил делать произвольное число идентичных оттисков текста. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографского сплава (гарта) и типографской краски. Известно, что Гутенберг совместно с майнцским бюргером И. Фустом владел типографией, в которой был напечатан тираж так называемой 42-строчной Библии, первого полнообъёмного печатного издания Европы (2 тома фолио, 1282 страницы). Издание, признанное шедевром ранней печати, в своих формальных элементах (рисунок шрифта, формат и т.д.) имитировало готические средневековые рукописные книги. Перепечаткой с неё была так называемая 36-строчная Библия, изданная, вероятно, в Бамберге в конце 1450-х годов. Гутенбергу приписывается издание «Католикона» - латинского толкового словаря, составленного Иоанном Бальбусом в 13 веке (Майнц, 1460). В соответствии с новейшими исследованиями эта книга напечатана не с набора, а из отлитых цельных строк. Кроме этих изданий, были выпущены книги малого объёма.

В 1455 году разлад Гутенберга с партнёром и судебный процесс привели к разделу и образованию двух конкурирующих типографий. Существует спорное мнение, что некоторые издания были изготовлены не Гутенбергом, а другим мастером, напечатавшим большую часть имевших рыночный спрос изданий; Гутенбергу приписывают лишь шедевры типографского искусства. Вследствие анонимности некоторых изданий возник так называемый гутенберговский вопрос, однако приоритет работ Гутенберга считается доказанным (1971). В 1959 (Лейпциг), 1968 (Майнц), 1986 (Париж) учреждены 3 ежегодные Международные гутенберговские премии: за выдающиеся достижения в искусстве и технике книгопечатания, за успехи в области книговедения.

Лит.: Люблинский В. С. Подвиг Гутенберга // Книга. Исследования и материалы. М., 1968. Сб. 16; Baudin F. L’effet Gutenberg. Р., 1994; Немировский Е. Л. И. Гутенберг. М., 2001.

Е. Л. Немировский, В. М. Володарский, Т. А. Васильчук.

Евгений Немировский

Тысячи исследований посвящены жизни и деятельности Иоганна Гутенберга и выпущенным им изданиям. Поэтому мы ограничимся лишь контурным и предельно лаконичным изложением биографических сведений.

Точной даты рождения Иоганна Гутенберга мы не знаем. В связи с этим называют самые разные годы - от 1394-го до 1406-го. Юбилей же издавна повелось отмечать на рубеже столетий. Шестисотлетний юбилей пришелся на 2000 год.

Будущий изобретатель родился в г. Майнце в богатой семье. Имя свое он получил по названию дома - Zum Gutenberg, которым издавна владели его предки. О детских и юношеских годах будущего изобретателя мы практически ничего не знаем. Начальное образование он, скорее всего, получил в школе при монастыре или церковном братстве. Недавно была выдвинута гипотеза о том, что в 1418-1420 годах Иоганн Гутенберг слушал лекции в Эрфуртском университете. По некоторым сведениям, в Эрфурте или в Эльтвилле могла жить семья Гутенберга, изгнанная из Майнца в 1411 году.

В 1430-1444 годах Иоганн Гутенберг жил в Страсбурге. Там он, видимо, и предпринял первые опыты книгопечатания. Косвенные упоминания об этом есть в материалах судебного процесса, который в 1439 году вели против Гутенберга братья Дритцен.

Примерно в 1447 году изобретатель возвращается в Майнц. Некоторые исследователи не исключают, что прежде он побывал во Франции - в Авиньоне. Архивные документы рассказывают о неких опытах «искусственного письма», которые здесь проводил выходец из Чехии Прокоп Вальдфогель. Другие историки отправляют Гутенберга в Голландию. Однако документальных подтверждений всех этих поездок не существует.

В Майнце была основана типография , в которой первоначально печатались сравнительно небольшие издания - календари, учебники латинской грамматики, индульгенции. Ни на одном из первопечатных изданий имени мастера не обнаружено. Поэтому различные ученые высказывают разные мнения о принадлежности этих изданий. Но все исследователи единодушно приписывают Иоганну Гутенбергу прекрасно напечатанную латинскую Библию , которую называют 42-строчной - по числу строк на полосе. Это замечательное издание, сохранившееся в 49 экземплярах и многих фрагментах, тщательно изучено исследователями-инкунабуловедами и неоднократно издавалось факсимильно. Два экземпляра 42-строчной Библии, вывезенных в послевоенные годы из Германии, в настоящее время находятся в Москве - в Российской государственной библиотеке и в Научной библиотеке Московского университета.

Чтобы напечатать Библию, Иоганн Гутенберг занял у богатого майнцского горожанина Иоганна Фуста 1600 гульденов, которые не сумел вовремя отдать. Состоялся судебный процесс, описанный в так называемом Хельмаспергеровском нотариальном акте, составленном 6 ноября 1455 года. Решение суда здесь изложено конспективно и допускает различные толкования. Некоторые исследователи утверждают, что Фуст отобрал у Гутенберга типографию и весь тираж 42-строчной Библии. После процесса в Майнце начинает работать типография, из которой 15 августа 1457 года выходит крупноформатная Псалтырь, в которой впервые появляются выходные сведения. Типографами здесь названы Иоганн Фуст и ученик Гутенберга Петер Шефер.

Изобретатель книгопечатания, судя по всему, сохранил за собой сравнительно небольшую полиграфическую мастерскую. Возможно, в 1458-1460 годах здесь была напечатана 36-строчная Библия, которую некоторые исследователи приписывают работавшему в Бамберге типографу Альбрехту Пфистеру. Библия эта сохранилась всего в 13 экземплярах.

Последним изданием Иоганна Гутенберга был «Католикон» - латинская грамматика и толковый словарь, составленные И.Бальбусом. В этом издании есть колофон, в котором указана дата печатания - 1460 год. Но имя типографа и здесь не названо. Полиграфическая техника этого издания характеризуется рядом особенностей, о чем мы расскажем ниже.

Последние годы жизни изобретатель книгопечатания провел в Майнце. В 1913 году на страницах одной из старопечатных книг была найдена запись о смерти Иоганна Гутенберга с указанием даты - 3 февраля 1468 года.

В чем же состоят заслуги Иоганна Гутенберга? Некоторые исследователи считают, что он изобрел ручной типографский станок и тем самым механизировал процесс получения красочных оттисков. Другие называют главным его изобретением словолитную форму - устройство для отливки типографских литер. Документально ни один из этих фактов не подтвержден. Но, видимо, в обоих утверждениях есть доля истины.

Одной из основных составляющих великого изобретения Иоганна Гутенберга был способ множественного воспроизведения типографских шрифтов. Первым этапом на пути осуществления такого воспроизведения было гравирование рельефного выпуклого и зеркального изображения шрифтового знака на торце металлического бруска с прямоугольным сечением. В качестве материала для такого бруска в XVI столетии стали использовать сталь. В русской технической литературе брусок получил название «пуансона» или «пунсон» - (от франц. Poincon). Немецкие полиграфисты в этом случае используют термины Schriftstempel или Schriftpraegestempel, а английские - letter punch.

При вдавливании пуансона в более мягкую металлическую пластину получалось углубленное прямое изображение шрифтового знака. Такой металлический брусок сейчас называется матрицей. Близкие по звучанию термины используются и в других языках - в немецком - Matrize, во французском - matrice, в английском - matrix. Матрица служит в качестве формы для отливки типографских литер. Очевидно, что с помощью одного пуансона можно выдавить большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы - отлить множество одинаковых литер.

Указанный способ появился в монетном производстве, где издавна применялись металлические штемпели. Живя в Страсбурге, Иоганн Гутенберг сотрудничал с золотых дел мастером Гансом Дюнне, который выполнял для него работы, относящиеся к печатанию (Trucken). Сохранились документы, свидетельствующие о том, что тот же Дюнне в 1421 и 1427 годах изготовлял штампы для монетного двора.

Для изготовления матриц необходимо было подобрать металл, который бы, с одной стороны, легко поддавался тиснению, а с другой - не размягчался при заливке в него расплавленного металла, из которого изготавливались типографские литеры. Таким материалом издавна служила медь, и именно из нее были выполнены старейшие из сохранившихся до наших дней матриц, которые относят к началу XVI века. Эти матрицы хранятся в музее фирмы «Иоганн Энсхеде и сыновья» в голландском городе Харлеме. Матрицы изготовлены с помощью пуансонов, которые выгравировал мастер Хенрик Питерзон из Роттердама.

А теперь перечислим составные части полиграфического процесса, созданного Иоганном Гутенбергом.

  1. Словолитный процесс - изготовление одинаковых литер в большом количестве.
  2. Наборный процесс - изготовление печатной формы, составленной из отдельных, заранее отлитых литер.
  3. Печатный процесс - множественное изготовление красочных оттисков, получаемых с наборной формы.

Чтобы воплотить в жизнь данные процессы, необходимо было предварительно решить ряд инженерных и технологических проблем. Словолитный процесс можно было осуществить, создав надежный словолитный инструмент и подобрав составляющие для легкоплавкого сплава. Для наборного процесса нужны были относительно несложные инструменты - так называемые кассы для хранения литер и верстатки для их набора. Наконец, печатный процесс нуждался в механизации, ибо осуществить его вручную было сложно и долго. С этой целью Гутенберг сконструировал типографский станок.

Таким образом, изобретение немецкого мастера было многоаспектно, оно вобрало в себя несколько новаторских предложений. Хотя отдельные части полиграфического процесса были известны и до Гутенберга, это ни в коей мере не умаляет заслуг великого немца. Но исследователю, изучающему историю техники, надлежит разобраться в том, когда возникли материально-технические основы книгопечатания и какой путь они прошли.

Первые опыты книгопечатания были предприняты Иоганном Гутенбергом, видимо, еще в Страсбурге - незадолго до процесса с братьями Дритценами. В документации процесса упоминался «пресс», который изготовил столяр Конрад Заспах, и некие «четыре предмета» , судьба которых волновала Гутенберга. Ювелир Ганс Дюнне показал, что он заработал у Гутенберга сто гульденов на том, что, по его словам, «относилось к печатанию».

Исследователи толковали эти факты по-разному.

Прежде историки полагали, что Гутенберг первоначально печатал с цельных деревянных досок и лишь затем додумался распиливать их на отдельные литеры. Гутенбергу приписывали цельногравированные формы, которые хранятся в Парижской национальной библиотеке.

Даниель Шпеклин, умерший в 1589 году, в своей страсбургской хронике объявил изобретателем книгопечатания работавшего в Страсбурге Иоганна Ментелина, а Иоганна Гутенберга назвал его слугой, укравшим изобретение. Шпеклин утверждал, что первоначально литеры изготовляли из дерева. Более того, он писал, что сам видел и первый станок , и такие литеры, которые «были вырезаны из дерева целыми словами или слогами и имели отверстия, чтобы собирать их вместе, нанизывая один за другим на прочный шнурок с помощью иглы».

Есть упоминания и о деревянных литерах, которые ранее находились в Майнце. Считалось, что и они были изготовлены самим изобретателем книгопечатания. Эти литеры были найдены в самом начале XVII столетия в доме в районе Киршгартен, ранее принадлежавшем типографу Фридриху Хауманну родом из Нюрнберга. Рассказывали, что Хауманн в 1508 году приобрел типографские материалы Иоганна Гутенберга, а в 1604 году майнцский печатник Альбинус показывал эти литеры историку Серариусу. Лет сто спустя эти литеры видел историк Пауль Патер, который утверждал, что они происходят из типографии Иоганна Фуста. Сегодняшнее их местонахождение неизвестно, поэтому проверить справедливость приведенных выше сведений невозможно.

Пропали и деревянные литеры, которые в 1781 году майнцский типограф Иоганн Иозеф Алеф подарил жившему по соседству профессору Францу Иозефу Бодману. Литеры долго лежали на письменном столе Бодмана, а после его смерти исчезли. Видевшие их люди рассказывали историку книгопечатания Карлу Шаабу, что они были сделаны из вишневого дерева и имели отверстия для нанизывания их на проволоку или шнурок. Эти данные совпадают с теми, что были приведены в хронике Шпеклина. Быть может, в этом есть какая-то доля правды, однако Бодман известен как фальсификатор старых документов.

Со временем появились и другие гипотезы о первых опытах Иоганна Гутенберга. Так, член известной семьи харлемских типографов и словолитцев Шарль Энсхеде полагал, что стальные пуансоны - изобретение Петера Шеффера. Получить рельефное изображение на медных матрицах можно с помощью очень твердых пуансонов, а по мнению Энсхеде, Иоганн Гутенберг этого делать не умел и использовал пуансоны из меди, а матрицы - из мягкого свинца. С помощью таких матриц литеры отливались высотой не более чем два миллиметра, после чего в результате дополнительного литейного процесса к ним отливали ножки обычного для литер размера. Эта фантастическая реконструкция первопечатной технологии была с воодушевлением воспринята известным гутенберговедом Готтфридом Цедлером, который на ее основе объяснял очевидное несовершенство первого приписываемого Гутенбергу шрифта DK на его ранних стадиях. По словам Цедлера, правильность этих построений была подтверждена практическими опытами, которые он провел в словолитне Бауера во Франкфурте-на-Майне.

Другой историк книгопечатания, Карл Фаульман, полагал, что Гутенберг первоначально применял не металлические, а деревянные пуансоны. Именно этим он и объяснял различное начертание одноименных литер в 36-строчной Библии , которая, как он считал, была напечатана раньше, чем 42-строчная. Фаульман переснял четыре строки из 36-строчной Библии и сильно увеличил их. На снимке, который он поместил в книге «Изобретение книгопечатания по новейшим исследованиям», действительно очень наглядно видна разница в начертании букв. Но Гутенберг делал это сознательно, имитируя рукописные тексты. Именно это лежит в основе его шрифтовой системы, о которой речь пойдет дальше. Одноименные литеры отличаются друг от друга и в 42-строчной Библии, но Фаульман этого не замечал, так как считал, что шрифт этого издания отлит с матриц, оттиснутых металлическими пуансонами.

Более того, Фаульман допускал, что 36-строчная Библия напечатана деревянными литерами. Энсхеде такую возможность отрицал: он выгравировал на деревянных брусках алфавитные знаки и составил из них строку; буквы на оттиске не держали линии строки - они «гуляли» вперед и назад, вверх и вниз. Чтобы доказать неверность доводов Энсхеде, Фаульман поручил венскому граверу Гюнтеру выгравировать комплект деревянных литер, копирующих шрифт 36-строчной Библии. Работа была выполнена с завидным мастерством, и на оттиске, изготовленном с набора деревянных литер, буквы отлично держали строку. Однако Фаульман не учел, что если бы 36-строчную Библию печатали быстро изнашивающимися деревянными литерами, то ее типографу не хватило бы целой жизни, чтобы выгравировать такой шрифт.

Впоследствии Цедлер выдвинул другую гипотезу. Реконструируя технику изготовления первых голландских изданий, которые, как он считал, вышли из типографии Лауренса Костера, он предположил, что эти издания были напечатаны шрифтом, полученным методом литья в опоки . Цедлер полагал, что Костер будто бы делал из дерева литеры, которые впоследствии использовались в качестве моделей при формовке.

Густав Мори, который в 1921 году выпустил небольшую книгу «Что изобрел Гутенберг?», считал, что в Страсбурге использовалась аналогичная техника. «Четыре предмета», упоминаемые в страсбургской документации, по его мнению, представляли собой опоку, состоявшую из двух рам с винтами для их крепления и с литником, а также из двух металлических пластин, которыми сверху и снизу прикрывались рамы. Опоку набивали формовочной смесью из тонко измельченного песка и золы, предварительно поместив в нее деревянные модели литер. Затем рамы раскрывали и удаляли модели. Опоку фиксировали с помощью несложного винтового приспособления (это и был пресс Заспаха) и заливали расплавленный металл через литник.

Современные исследователи, в том числе Фридрих Адольф Шмидт-Кюнземюллер, отвергают возможность литья шрифта в опоки. Ученый считает, что страсбургские опыты не были связаны с книгопечатанием и что Гутенберг начинал в Майнце с литья литер в словолитную форму. «Истоки изобретения, - говорит Шмидт-Кюнземюллер, - нужно искать не в ксилографии, а в литейном производстве, с основами которого Иоганн Гутенберг был хорошо знаком». Нам это мнение представляется излишне категоричным. Техническая идея очень редко высказывается изначально в той форме, в которой она получает признание в дальнейшем. Но тот факт, что самые ранние издания Иоганна Гутенберга напечатаны металлическими литерами, полученными путем литья в матрицы, как нам кажется, сомнению не подлежит.

Изюминкой изобретения Иоганна Гутенберга, его главной составляющей многие исследователи считают разработанную им технологию изготовления типографского шрифта. Работа эта была очень трудоемкой, ведь изготовлять пуансоны и матрицы приходилось для очень большого количества знаков, во много раз превышающего число знаков латинского алфавита. Изобретатель изготовлял каждый алфавитный знак во множестве вариантов. Его целью было как можно точнее имитировать рукописные тексты, чтобы печатная книга походила на рукопись. При этом количество пуансонов - а значит, и матриц - приближалось к тысяче. Об этом сохранилось более позднее, но весьма наглядное свидетельство. Работавший в Падуе мастер Леонгард Ахатес (Агтштайн) из Базеля писал в послесловии к одной из своих книг, вышедшей в 1473 году, что он выгравировал тысячи пуансонов, и сравнивал себя с древнегреческим скульптором Фидием, резавшим по слоновой кости.

Какой же металл или сплав использовал Иоганн Гутенберг для отливки литер? Исследователь Алоиз Руппель полагал, что это был сплав, состоявший из 70% свинца, 25% олова и 5% сурьмы. (Таков же состав и современного типографского сплава - гарта. Свинец расплавляется при температуре 327 о С. Олово более легкоплавко - оно становится жидким при 232 о С.) Однако скорее всего Гутенберг отливал шрифт из чистого олова.

Самое раннее известное нам упоминание о типографском металле относится к 1474 году. В одной из книг Иоганна Цайнера - типографа, работавшего в городе Ульме, - сказано, что она отпечатана при помощи stagnis characteribus, то есть оловянных литер. В описи 1499 года севильской типографии Мейнгарда Унгута упомянуто «150 фунтов олова для литья литер». В стихотворении Ганса Сакса, датированного 158 годом, речь идет о сплаве уже, включавшем олово, свинец и висмут. Но на московском Печатном Дворе шрифт отливали из чистого олова вплоть до XVII века.

Старейшие типографские литеры, сохранившиеся до наших дней, были найдены в 1878 году в Саоне (Франция) неподалеку от города Лиона. Сейчас они находятся в Парижской Национальной библиотеке. Эти литеры были отлиты около 1479 года. Однако нам неизвестно, проводился ли химический анализ этих литер.

Первое техническое описание процесса отливки литер, а также сведения о составе типографского сплава имеются в труде итальянского инженера Вануччо Бирингуччо «О пиротехнике», изданном в 1540 году в Венеции. О процессе тиснения матриц Бирингуччо пишет: «Буквы выдавливаются в куске меди с помощью стального штампа». Словолитную форму он описывает следующими словами: «Точно обработанный словолитный инструмент изготовляют из бронзы или из латуни. Он состоит из двух частей, подогнанных друг к другу таким образом, чтобы получить нужную высоту и ширину шрифта. Внутри форма сделана таким образом, чтобы в нее можно было вставлять матрицу». Бирингуччо сообщает и о составе типографского сплава: «3/4 высококачественного олова, 1/8 свинца и 1/8 сурьмы».

Пуансоны и матрицы, словолитная форма и состав типографского сплава, конструктивные и технологические приемы создания которых были найдены в XV веке, в течение многих десятилетий принципиально не изменялись. Они служили человечеству не менее 400 лет - до тех пор пока в середине XIX века в практику полиграфического производства не вошли шрифтолитейные машины.

«Словолитная форма - ядро изобретения», - в этих словах Шмидта-Кюнземюллера есть значительная доля истины. Действительно, без несложного приспособления для множественного воспроизведения литер книгопечатание не стало бы мощным средством распространения знаний. Для того чтобы процесс печати стал относительно дешевым, нужно было найти способ размножения типографских литер.

Трудно сказать, какой была словолитная форма, применявшаяся Иоганном Гутенбергом. Никаких сведений об этом не сохранилось. Можно лишь реконструировать принцип действия такой формы. В самом простом случае это были две Г-образные детали 1 и 2 (риc. 1), составленные таким образом, что между ними возникала полость 3. Снизу полость закрывали матрицей 4 с прямым углубленным изображением шрифтового знака. Чтобы получить литеру, сверху в отверстие полости нужно было залить расплавленный металл.

Для воплощения в жизнь данной схемы необходимо было найти практичные инженерные решения для ряда задач. Г-образные детали должны плотно прилегать друг к другу. Кроме того, они должны иметь возможность смещаться относительно друг друга для получения литер разной ширины. Необходимо было также разработать способ точного фиксирования матрицы, чтобы очко будущей литеры не сдвигалось относительно линии строки.

Первое изображение словолитной формы запечатлено на гравюре 1568 года Иоста Аммана «Словолитец» из книги «Подлинное состояние всех состояний на земле». В этом альбоме талантливые гравюры сопровождаются непритязательными стихами Ганса Сакса. Под гравюрой, изображающей словолитца и озаглавленной «Der Schrifftgiesser», написано:

Я отливаю шрифт для типографии Из висмута, олова и свинца, Который я могу точно юстировать, Приводить буквы в порядок - Латинского и немецкого начертания, А также те, что встречаются В греческом языке С версалиями, точками и штрихами, Чтобы употреблять их в печатании.

«Словолитец» Иост Амман изображен в тот момент, когда он зачерпнул ложкой расплавленный металл из котла и заливает его в форму в виде небольшой усеченной пирамиды, лежащей на ладони левой руки мастера. Правда, эта гравюра едва ли претендует на техническую достоверность.

По словам Вануччо Бирингуччо, «словолитный инструмент изготовляют из бронзы или из латуни. Он состоит из двух частей, подогнанных друг к другу таким образом, чтобы получить нужную величину высоты и ширины шрифта. Внутри форма сделана таким образом, чтобы в нее можно было вставлять матрицу».

Первое технически грамотное описание словолитной формы, сопровожденное чертежами , мы находим в книге английского технолога Джозефа Моксона (Joseph Moxon, 1627-1700) «Механические упражнения, или Учение о ремеслах», изданной в Лондоне в 1683 году. Второй том этого обильно иллюстрированного чертежами и схемами труда посвящен типографскому делу. Книга увидела свет почти через 250 лет после изобретения Иоганна Гутенберга. Но известно, что ремесленная техника феодального способа производства в течение столетий оставалась неизменной. Поэтому можно предположить, что с середины XV и до конца XVII века словолитная форма мало изменилась.

Согласно Моксону, словолитная форма составлялась из двух металлических деталей сложной формы - нижней и верхней. Деревянная рубашка b, прикрепленная к деталям, позволяла словолитцу держать форму в руках в момент заливки в нее расплавленного металла. Нижнюю и верхнюю части формы складывали таким образом, чтобы выступы c входили в пазы g. При этом скошенные плоскости d и e образовывали пирамидообразный литник, а между плоскостями a возникала рабочая полость. К отверстию в нижней части полости прижимали матрицу fg с углубленным рельефным изображением E шрифтового знака. Матрица фиксировалась плоскостями i,i формы. Точное положение очка обеспечивала юстировочная игла h, крепившаяся на поводке. Иглу вставляли в отверстие в задней плоскости матрицы.

Старейшее известное нам изображение типографии помещено на гравюре, иллюстрирующей французское стихотворение на популярную в средневековой словесности и изобразительном искусстве тему «Танец смерти». Гравюра находится в книге, которую издал в Лионе в 1499-м или 1500 году типограф Маттиас Гусс. На гравюре изображена установленная с наклоном наборная касса - ящик, разделенный перегородками на множество отделений по числу шрифтовых знаков. К одной из стенок кассы прикреплен тенакль - держалка для листа рукописи, которая служит оригиналом для набора. Наборщик держит в левой руке верстатку - плоский ящичек с двумя стенками. Третья стенка изображена подвижной - ее устанавливали по формату строки. Наборщик правой рукой брал литеры из кассы и ставил их в верстатку. Одновременно осуществлялась выключка строки с помощью пробельного материала - шпаций, размещаемых в межсловных промежутках.

Примерно такой инструментарий был и в типографии Иоганна Гутенберга. Быть может, он использовал верстатку, рассчитанную на набор сразу двух колонок текста (его Библии были двухколоночными изданиями). Подобная верстатка изображена на одной из гравюр в книге Джозефа Моксона. На той же гравюре видна плоская доска с бортиками, на которую последовательно выставлялись составленные из отдельных литер шрифтовые строки. Корректуру осуществляли с помощью шила, которым накалывали и извлекали ошибочно вставленные в набор литеры. Для формирования полос и их заключки служила рама, расположенная на столе с наклонной верхней крышкой.

Напомним, что время в феодальном обществе шло медленно. Некогда найденные технические решения оставались неизменными на протяжении многих десятилетий. Поэтому у нас есть все основания предположить, что в типографии Иоганна Гутенберга использовался тот же наборный инструментарий, который мы видим на гравюре 1499 года и на рисунках из книги Моксона.

В латинском алфавите около 25 строчных и столько же прописных букв. Добавим к этому ограниченное число знаков препинания - получим 60, пусть даже 70 разноименных литер. Между тем в изданиях Иоганна Гутенберга можно встретить от 150 до 300 шрифтовых знаков. Дело в том, что изобретатель, как многие первопечатники из разных стран, в том числе и русские, старался во всем следовать рукописной практике. Чтобы печатная книга была похожа на рукописную, в рисунках шрифта необходимо было воспроизвести хотя бы простейшие каллиграфические приемы писцов, стремившихся нарушить однообразие текстовой полосы.

Характерной особенностью готических почерков были ромбовидные окончания вертикальных штрихов литер. При написании букв в строке для более цельного восприятия письма каллиграфы сглаживали остроконечные выступы с той стороны литеры, которая примыкала к соседней, имеющей такие же выступы. Чтобы передать эту особенность средневекового письма, Гутенбергу пришлось отливать почти каждую литеру во множестве вариантов.

К рукописной практике восходили и литеры с надстрочными знаками сокращения, соответствующие славянским буквам «под титлами». Сокращения в большинстве случаев обозначались горизонтальной или чуть волнистой чертой, а также одним или двумя ромбами или «ноликом», размещенными над литерами. Были и специальные знаки для сокращенного обозначения окончаний слов.

Кроме того, у Гутенберга были многочисленные лигатуры - слитные обозначения двух алфавитных знаков, отлитых на одной ножке.

Иоганн Гутенберг умело использовал в наборе одноименные литеры различного начертания. Для этого существовали неписаные правила, о которых изобретатель всегда помнил. Литеры с надстрочными знаками сокращений и лигатуры облегчали выключку строк, то есть приведение их к одной длине. Выключка в крупных изданиях Иоганна Гутенберга безукоризненна. Механизм выключки, которая могла осуществляться и путем изменения ширины межсловных пробелов, в этом случае прост. Допустим, в строке, длина которой превышена, было слово «est». В этом случае Гутенберг заменял его на букву «e» с надстрочным знаком сокращения, уменьшая тем самым длину строки на две литеры.

Благодаря такой системе набора Гутенбергу удалось создать оптимальное с эстетической точки зрения расположение полос в его книгах, которые и сегодня оставляют незабываемое впечатление.

Скажем несколько слов об особенностях набора «Католикона» (1560 год). Это издание, если говорить о его полиграфическом исполнении, значительно отличается от всех других первопечатных изданий. Американский исследователь Пол Нидхем, изучивший «Католикон», выдвинул в 1982 году совершенно сенсационную гипотезу. По его мнению, «Католикон» напечатан не с помощью подвижного шрифта - его полосы составлены из цельных двойных строк, собранных в колонки и в страницы.

Надо сказать, что и Готтфрид Цедлер, и Адольф Шмидт отмечали, что двойные строки играют в «Католиконе» совершенно особую роль. В старопечатных, да и в новых изданиях нередко можно встретить перевернутые, поставленные «вверх ногами» литеры. В «Католиконе» таких литер нет. Но зато Цедлер обнаружил в первой колонке лицевой стороны листа 131 целых две перевернутые строки. При этом строки поменялись местами: сверху оказалась строка 36, а снизу - 35. В других экземплярах эти строки стояли правильно, хотя оттиск, вне всякого сомнения, был произведен с того же набора.

В конце лицевой полосы листа 189 было оставлено 12 пустых строк. Типограф заполнил их не пробельным материалом, а набором, который при печати не был набит краской. Строки 13, 14, 11, 12, 9, 10 набора колофона с листа 372 дали так называемый слепой оттиск. Легко заметить, что все они парные - «нечетная-четная строка».

Любопытно, что при печатании 189-го листа книги уже существовал набор ее последнего листа. В случае набора подвижным шрифтом такого, как правило, не бывает: набор и печать осуществляют параллельно, с тем чтобы использовать минимальное количество шрифта. Набранные полосы, после того как они отпечатаны, разбираются, шрифт раскладывается по отделениям кассы и используется вторично.

Американский исследователь, изучив многие экземпляры «Католикона», обнаружил и новые примеры особой роли, которую играют в этом издании комбинации нечетных и четных строк. В экземпляре «Католикона», хранящемся в библиотеке святой Женевьевы в Париже, на оборотной стороне 284-го листа строки 5-6 и 7-8 поменялись местами. При этом также были ошибочно переставлены две строки - нечетная и четная. В экземпляре из Шантийи на оборотной стороне листа 131 поменялись местами строки 13-14 и 53-54. Ошибка, видимо, произошла по той причине, что строки 13 и 53 начинаются близкими по написанию словами. При наборе текста отдельными литерами такая ошибка невозможна. Во второй колонке оборотной стороны листа 5 и во второй колонке на лицевой стороне листа 38 экземпляра из собрания Пирпонта Моргана исследователь П.Нидхем заметил сдвиг некоторых строк по сравнению с остальными. Выключки строк типограф «Католикона» не делал. Все строки здесь разной длины. Так вот, на обороте листа 5 две строки (снова две!) - 51 и 52 - сдвинуты вправо, а на листе 38 строки 7 и 8 сдвинуты влево. Нидхем также обнаружил несколько случаев нового набора, и в каждом из них переливались сразу две строки.

Немецкий историк полиграфической техники Клаус В. Герхардт предположил, что Иоганн Гутенберг, печатая «Католикон», для отливки двойных строк использовал технику бумажного матрицирования, хотя прежде считалось, что этот способ появился лишь в XIX столетии.

Оттиски с печатной формы, набитой краской, умели получать и до Гутенберга. Для этого на форму накладывали лист бумаги и притирали его ребром ладони или планкой-рейбером. Гутенберг впервые механизировал этот процесс, построив типографский (или печатный) стан. Как он выглядел, сейчас трудно сказать. Правда, в предвоенные годы в Немецком музее книги и шрифта в Лейпциге был выставлен стан Гутенберга, частично реконструированный, а частично, как утверждалось, подлинный. История стана такова. В свое время аббат Иоганн Тритемий (1462-1516) утверждал, что Иоганн Гутенберг жил в доме «Zum Jungen». Потомки своеобразно почтили память великого изобретателя: в XIX веке в доме открыли пивную, которая называлась «У Гутенберга». 22 мая 1856 года владелец пивной Бальтазар Борзнер, раскапывая земляной пол в подвале, примерно в 5 метрах от уровня мостовой обнаружил древнеримские монеты, осколки керамики, печные изразцы и несколько дубовых балок. На одной из них сохранилась резная надпись: J MCDXLI G. Надпись расшифровали как инициалы Иоганна Гутенберга и указание на 1441 год. Сами же балки сочли за части типографского станка.

Дрезденский коллекционер Генрих Клемм (1819-1885) в скором времени приобрел находку за немалую сумму. По его заказу отсутствовавшие детали стана были восполнены. Впоследствии, когда коллекция Клемма легла в основу Немецкого музея книги и шрифта, открытого в июле 1885 года, в экспозицию вошел и станок . Это сравнительно небольшое сооружение в виде стола, по сторонам которого вертикально установлены массивные дубовые балки. Между ними горизонтальная перекладина с упомянутой выше надписью и с отверстием для винта, на котором укреплена колоколообразная деталь с рычагом для поворачивания винта. Непосредственно на этой детали - доска для прижимания листа к наборной форме, установленной на столе.

Стан в таком виде работать не может, ибо доска должна быть подсоединена к винту подвижно, так как при вращении винта она также должна вращаться, а этому мешают вертикальные балки.

Стан был реконструирован без учета принципов его работы. Но дело даже не в этом. В XV веке число 400 изображалось римскими цифрами не так, как это делается теперь (CD), а следующим образом: СССС. Да и имя Иоганн тогда писали не с буквы «J», а с «I». К тому же 1441 году Гутенберг жил не в Майнце, а в Страсбурге. Получалось, что книгопечатание в целом и типографский стан в частности были изобретены не в Майнце. Да и как мог этот стан оказаться в подвале указанного дома? Вряд ли можно предположить, что Гутенберг привез с собой станок из Страсбурга, ибо столь несложную конструкцию он мог соорудить и на месте. Поэтому всю историю с находкой частей стана сочли одной из фальсификаций, столь часто встречающихся в гутенберговедении.

Какая же задача стояла перед Гутенбергом, когда он собирался механизировать печатный процесс? Чтобы получить оттиск с наборной формы, ее прежде всего следует покрыть краской. Далее нужно аккуратно наложить чистый лист бумаги на набор. Затем лист необходимо плотно и, что особенно важно, равномерно прижать к форме. И наконец, нужно снять готовый оттиск с набора. Судя по всему, большинство операций Гутенберг осуществлял вручную, а механизировано было лишь получение оттиска, происходившее под большим давлением.

По подсчетам специалистов, удельное давление в этом случае должно быть равно 8,2 кг/см 2 . Суммарное же давление при печати, например, 42-строчной Библии, главного издания Гутенберга, можно определить по формуле:

Q = pF, где p - удельное давление, а F - площадь формы.

Подставляя соответствующие значения для 42-строчной Библии, получим:

Q = 8,2×19,9×29,0 = 4 518,2 кг.

Получить давление в четыре с половиной тонны, вручную прижимая доской лист к набору, невозможно. Печатный стан Иоганна Гутенберга позволял это сделать, сравнительно несильно нажимая на рычаг, приводящий во вращение нажимной винт. Это было большим достижением, ибо значительно сокращало время рабочего процесса и снижало его трудоемкость.

Задумываясь над тем, как механизировать операцию получения печатного оттиска, Гутенберг в качестве первоосновы мог использовать уже существовавшие к тому времени механизмы для создания давления между двумя горизонтальными плоскостями. Первый из таких механизмов - пресс, который применялся в виноделии. Виноград укладывали на столе со стоком, под которым ставили бочку. По бокам стола были расположены две массивные вертикальные балки, в пазах которых была подвижно установлена горизонтальная доска. Давление создавалось с помощью винтового шпинделя, ходившего в гайке, закрепленной в горизонтальной перекладине между двумя вертикальными балками. Шпиндель вращался с помощью прикрепленного к нему колеса, которое приводилось в движение веревкой, наматываемой на ворот.

Аналогичную конструкцию имел пресс для обжимки влажных стоп бумаги в бумагоделательном производстве. Стопу помещали на горизонтальную перекладину, закрепленную между вертикальными балками. Прижим осуществлялся подвижной горизонтальной доской, приводимой в движение нажимным винтом. Винт вращался рычагом, вставленным в отверстие в буксе. Винт можно было фиксировать в определенном положении с помощью храпового механизма.

Ни в виноделии, ни в бумагоделательном производстве не ставилась задача обеспечить механический подъем нажимной доски после прессования. Строго параллельное расположение доски по отношению к поверхности стола в этих случаях не требовалась. Решить эти задачи предстояло Иоганну Гутенбергу при сооружении типографского станка.

Строгую параллельность горизонтальных плоскостей вряд ли можно было обеспечить техническими средствами XV столетия. Европейский изобретатель книгопечатания решил пойти по другому пути. Равномерность натиска по всей поверхности печатной формы он обеспечил с помощью мягкого материала - ткани или пергамена, - помещенного между нажимной плитой и листом бумаги, лежащим на смазанной краской форме. Материал как бы скрадывал непараллельность плоскостей и их неровности. Такой материал впоследствии получил название декеля.

Накладывать лист и декель на форму, находящуюся под нажимной плитой, и наносить в этом положении краску на форму неудобно. Значит, нужно было создать устройство, которое могло бы перемещать форму под плиту и обратно. Для этого форму устанавливали не прямо на стол, а на подвижную каретку. Такие каретки можно увидеть на гравюре 1499 года и на изображениях печатного станка начала XVI века.

Наконец, нужно было придумать механизм, который обеспечил бы точное наложение листа на наборную форму. Открытая каретка, снабженная механизмом для наложения листов, впервые изображена на гравюре из «Швейцарской хроники», напечатанной в Цюрихе в 1548 году Христофором Фрошауером. На этой гравюре мастер набивает двумя кожаными подушечками краску на печатную форму, помещенную в каретке, к которой шарнирно прикреплена рама с натянутым на нее декелем. Второй рабочий снимает с этой рамы уже отпечатанный лист. В дальнейшем на его место будет положен чистый лист бумаги. К декельной раме, опять-таки на шарнирах, прикреплена рама, предохраняющая поля оттиска от попадания на них краски. Раму эту удерживает в нужном положении прикрепленный к ее нижней части выступ, упирающийся в стол типографского станка. На гравюре Иоста Аммана (1568) для этой цели служит круглая в сечении палка, установленная на полу типографии.

Существовал ли механизм для наложения листов в станах, стоявших в типографии Иоганна Гутенберга? Думается, что существовал, - и вот почему. Для точности наложения листа на декельной рамке устанавливали иголки, на которые накалывали лист. Такие иголки, а также отверстия, образуемые ими в бумажном листе, называют пунктурами. В изданиях Иоганна Гутенберга, в том числе в 42-строчной Библии, эти пунктуры уже присутствуют. Неодинаковое количество пунктиров на разных гравюрах позволяет гутенберговедам определить количество типографских станков, установленных в мастерской Гутенберга.

В начале XVI века изображения печатного стана встречаются на издательских марках типографов Иоста Бадия Асцензия (1509), Петруса Цезаря (1510), Якоба де Бреда (1515), Дирка ван ден Барне (1512), Олдржиха Веленского (1519). На всех этих гравюрах изображена рукоятка для перемещения каретки под нажимную плиту и обратно. Типографские станы в эти годы рисуют великие художники Лукас Кранах (1520) и Альбрехт Дюрер (1525). Однако требовать от этих гравюр технической достоверности не приходится.

Первое технически грамотное описание ручного типографского стана, сопровожденное гравюрой (рис. 2), дал в своей книге архитектор итальянского города Падуи Витторио Цонка (1568-1602), посвященной различным механическим устройствам. Книга увидела свет в 1607 году. Вот как описывает Цонка конструкцию стана: «Винт A должен быть отлит из меди, ибо тогда он лучше и чище. Его можно сделать и из железа, но это не так хорошо; он должен иметь четырехгранную (винтовую. - Е.Н.) нарезку. Винт входит в гайку (на гравюре она не видна. - Е.Н.), также сделанную из металла, и она не выпускает винт за поперечину (горизонтальную поперечную балку. - Е.Н.). Нажимная плита также отливается из цветного металла, чтобы быть гладкой, ибо она должна ровно нажимать на шрифт. Из железа она будет хуже, ибо с помощью молота ее трудно сделать такой ровной… Если же хотят сделать нажимную плиту из дерева, то надо взять оливковую древесину. Внизу на винте висит четырехгранная железная букса D, которая с помощью шнуров поднимает нажимную плиту вверх. Эта букса имеет четырехугольную форму для того, чтобы винт лучше нажимал своей конической (лишенной нарезки. - Е.Н.) частью на нажимную плиту… Букса прикреплена к (лишенной нарезки. - Е.Н.) части винта штифтом… таким образом, что при вращении винта букса перемещается (возвратно-поступательно вниз-вверх. - Е.Н.). На высоте в 2,5 фута (75 см - Е.Н.), на которой человеку удобно работать, установлен стол E… занимающий пространство между стойками G, заключающими всю конструкцию. На столе движется каретка EE, в которой заключен шрифт (печатная фор-ма. - Е.Н.). Рабочий передвигает каретку взад и вперед ручкой с помощью шнура, намотанного на барабан N. Внизу под кареткой прикреплено несколько железных полос и несколько таких же - F - на столе, по которому легко скользит смазанная маслом каретка. После того как рабочий сделает нажимным рычагом B движения к себе и обратно, он с помощью рукоятки (на гравюре печатник держит ее левой рукой. - Е.Н.) перемещает тележку вправо, открывает раму наподобие окна (открытая и закрытая каретка E изображена внизу справа. - Е.Н.), вынимает оттуда отпечатанный лист, берет обеими руками наполненные шерстью мацы M, опускает их в типографскую краску из ламповой сажи, льняного масла и смолы, один или два раза ударяет их друг о друга (точнее, растирает краску вращательным движением мац. - Е.Н.), затем набивает краской шрифт, накладывает чистый лист, закрывает каретку, смещает ее налево, дергая за рычаг B и вращая винт A, смещает нажимную плиту вниз и так повторяет печатание».

Перед типографским станом на полу гравер, иллюстрировавший книгу Витторио Цонка, изобразил отдельные его части. Слева внизу - букса D и входящий в нее винт C с конической нажимной частью. Слева вверху - каретка в закрытом состоянии и под ней - рукоятка механизма для перемещения каретки. Этот механизм N отдельно изображен в нижней центральной части рисунка. Мы видим барабан, снабженный рукояткой и обмотанный шнуром, концы которого прикрепляются к каретке. Рядом лежат мацы M. Справа от них - рама для заключки наборной формы. Раму эту устанавливают в каретку E, изображенную в правой части гравюры.

Принцип действия ручного типографского станка поясним кинематической схемой (рис. 3). Наборная форма заключена в раме, установленной на каретке 1, которая имеет возможность возвратно-поступательного движения вдоль стола 2. К каретке шарнирно прикреплена декельная рамка (тимпан) 3, а к последней - рамка (фрашкет) 4, предохраняющая поля оттиска от попадания краски. Декельная рамка затянута листом пергамена, выравнивающего при печатании величину натиска. На рамке закреплены иголки-пунктуры, на которые накалывают лист бумаги. После этого на декельную рамку опускают фрашкет, а затем декельную рамку с фрашкетом накладывают на наборную форму и с помощью рукоятки приводят во вращение цилиндр 5. Последний при помощи шнуров 6 перемещает каретку под нажимную плиту (тигель) 7. Тигель подвешен на шнурах 8 к буксе 9 (на Руси ее называли «орех»), которая подвижно установлена на цилиндрическом выступе 10, жестко скрепленном с винтом 11. При перемещении нажимного рычага (куки) 12 винт, смещаясь в гайке 13, своей нижней лишенной нарезки конической частью 14 прижмет тигель к листу, лежащему поверх набитой краской печатной формы. При обратном движении рычага букса смещается вверх и поднимает тигель, подвешенный на шнурах. Затем каретку, вращая с помощью рукоятки барабана 5, выводят из-под тигля, раскрывают и снимают готовый оттиск.

Конструкция ручного типографского стана, разработанная Иоганном Гутенбергом, была весьма рациональна и практична. Поэтому она без принципиальных изменений конструкции служила человечеству достаточно долго. Причины этого недавно проанализировал ведущий немецкий историк полиграфической техники Клаус В.Герхардт в своей статье «Почему гутенберговский пресс был заменен лучшей системой лишь через 350 лет?».

Теперь несколько слов о типографской краске. Состав краски стал одним из компонентов изобретения Иоганна Гутенберга. Применять краску, которая использовалась при печатании листовых гравюр и цельногравированных книг, он не мог: на металлическую поверхность краска ложилась иначе, чем на деревянную. Опытным путем необходимо было подобрать новые компоненты.

Надо сказать, что издания Иоганна Гутенберга и прежде всего 42-строчная Библия поражают сегодня иссиня-черными, немного поблескивающими текстовыми полосами, которые кажутся отпечатанными лишь вчера.

Первые печатники делали краску из сажи, смешивая ее с льняным маслом - олифой. Важную роль играли и всевозможные добавки. Об этом стало известно сравнительно недавно - в 1980-х годах - в результате исследований, проведенных междисциплинарной исследовательской группой Калифорнийского университета в Дэвисе (США), работавшей под руководством Ричарда Н.Шваба, Томаса А.Кахилла и Брюса А.Куско. В 1982-1986 годах комплексно изучались старопечатные издания, вышедшие в Майнце и Бамберге. Среди них была и 42-строчная Библия.

Среди присадок к основным составляющим типографской краски Иоганна Гутенберга были обнаружены медь, сера и свинец. Металлические компоненты весьма характерны именно для материала, который использовался изобретателем книгопечатания. В краске более ранних изданий они не встречаются. Исключение составляет лишь 36-строчная Библия; это косвенно доказывает, что и она - дело рук Гутенберга.

В каком виде и каким образом эти компоненты добавлялись в краску и делалось ли это сознательно, так и осталось тайной. Но по мнению исследователей Калифорний-ского университета, именно свинец стал причиной непривычного блеска текстовых полос гутенберговских изданий.

Иоганн Гутенберг

Иоганн Гутенберг (Гейнцфлейши) родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Он был известным, причём потомственным, ювелиром, умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось бы, зарабатывай сколько сможешь и радуйся жизни. Но у Гутенберга была мечта. Он хотел печатать книги.

Печатный станок Гутенберга

В 1440 году Гутенберг произвёл настоящую революцию в печатном деле, изобретя подвижный шрифт - отдельные литеры, позволявшие набирать самые разные тексты. Самой первой печатной книгой считается так называемая «Сивиллина книга» (поэма на немецком языке), выход в свет которой исследователи относят приблизительно к концу 1445 года. Отсюда изобретение книгопечатания можно датировать не позже чем 1445 годом. Работа шла с соблюдением строжайшей тайны: изобретение подрывало основы деятельности переписчиков, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло. Опасаться приходилось и духовенства, в руках которого была монополия на чтение и на письмо. К тому же известие о новом способе изготовления книг немедленно привело бы к падению их стоимости. Поэтому книги Гутенберга, как, впрочем, и все первые книги, имитировали готические рукописи, их даже выдавали за рукописные.

До 1456 года, практически не имея никакой материальной поддержки со стороны, он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до нас и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и две Библии, 36-строчную , и 42-строчную . После этого Гутенберг по решению суда вынужден был отдать типографию недобросовестному компаньону, человеку, который практически не спонсировал деятельность книгопечатника, но зато пытался выжать из типографии Гутенберга любую возможную лишнюю копейку для себя.

Гутенбергу пришлось начинать дело с нуля. В 1460 году ему удалось выпустить сочинение Иоганна Бальба из Генуи под названием «Catholicon» (латинская грамматика со словарём). Умер Гутенберг в 1468 году не самым удачливым бизнесменом, но зато человеком, навсегда изменившим историю мира благодаря изобретению книгопечатания. Его изобретение быстро распространилось по всем странам Европы. Уже к 1500 году типографии работали более чем в 200 городах различных стран, общее же число типографий приближалось к 2000.

Страница из«Catholicon»

Настоящих, достоверных изображений Гутенберга нет. Все его портреты относятся к более позднему времени и являются плодом фантазии художников.

Помимо шрифта Гутенбергу принадлежат и другие изобретения: пресс для печати литер; густая чёрная непрозрачная типографская краска, удобная для нанесения на десятки крошечных литер; сплав для отливки отдельных элементов шрифта - не слишком мягкий, но и не слишком твёрдый, благодаря чему шрифт получался не хрупким, но долговечным; словолитный ручной прибор, обеспечивший стандартность литеры и массовость её изготовления. Прибор представлял собой полый металлический стержень со съёмной нижней стенкой из мягкого металла, на которой с помощью твёрдого штампа - пунсона выбивался рисунок буквы. Шрифт вырезался с помощью мельчайших инструментов (вот где пригодилось Гутенбергу мастерство огранщика!). Изобретательный гений Гутенберга дал жизнь и сетке (с тех пор все модульные элементы шрифта размещались и ограничивались пространством рамки), и различным типам шрифта благодаря открывшейся возможности механического воспроизведения букв. Таким образом, сетка и шрифт, два основных слагаемых графического дизайна, применяются уже более 500 лет!

Таким образом, Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории мировой техники.

Знаменитая работа Гутенберга - печатная 42-строчная Библия (Т.н. Библия Мазарини). Эта единственная книга, достоверно изданная Гутенбергом, была напечатана в Майнце около 1450 года. Её оформление восходит к рукописным библейским текстам, имевшим хождение в те времена. Это нашло своё отражение, прежде всего, в делении страницы на два столбца и в формах литер в стиле немецкого "чёрного", или готического письма. Нарисованные от руки элементы въющихся растений были добавлены позднее - для усиления декоративности. Оформление имитирует рукописный стиль, но он преобразован средствами графического дизайна - с помощью использования упорядоченного, унифицированного шрифта, размещённого в границах сетки.

Разворот Библии Гутенберга

Вам могут быть интересны следующие материалы
© 2024 Бизнес. Регистрация. Документы. Заявления