Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Норма педагогической нагрузки. Рабочее время работников образовательных учреждений. Включаются в стаж

1. Понятие рабочего времени приведено в ст. 91 ТК (см. коммент. к ней). В ней же предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Вместе с тем, учитывая особенности труда педагогических работников образовательных учреждений, их интенсивную интеллектуальную нагрузку и нервное напряжение, законодатель предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени для этой категории субъектов трудового права.
2. Сокращение рабочего времени для педагогических работников регламентируется комментируемой статьей, а также ст. 92 ТК и п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании". Законодателем предусмотрена максимальная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Конкретную продолжительность рабочего времени в зависимости от должности и специальности педагогического работника, с учетом особенностей труда согласно ч. 3 комментируемой статьи определяет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (в ред. 18.08.2008)*(480), которым установлена продолжительность рабочего времени в зависимости от должности и (или) специальности, с учетом особенностей их труда.
Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений*(481), которое устанавливает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.
Для педагогических работников образовательных учреждений установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени:
36 часов в неделю - работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);
36 часов в неделю:
старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;
руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.
3. Вопрос о рабочем времени тесно связан с нормированием труда педагогических работников. Дело в том, что такое нормирование осуществляется самими образовательными учреждениями посредством установления объема учебной нагрузки (объема педагогической работы), который рассчитывается исходя из количества часов по учебному плану и программам с учетом обеспеченности кадрами и других конкретных условий в отдельном образовательном учреждении, поэтому объем учебной нагрузки может меняться из года в год.
Однако Типовое положение об образовательном учреждении (п. 66) устанавливает гарантии стабильности учебной нагрузки. Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть в течение учебного года уменьшен по инициативе администрации, за исключением случаев, связанных с сокращением количества часов по учебным планам и программам или количества классов (групп). Более того, указанный объем не может быть уменьшен по инициативе администрации и на следующий учебный год, за исключением случаев, перечисленных выше.
Надо отметить, что фактический объем выполненной учебной нагрузки может быть меньше установленного, например, в связи с отсутствием работника на работе по разным обстоятельствам, а также если учебные часы приходятся на праздничные дни, когда занятия не проводятся.
Типовые положения об отдельных видах образовательных учреждений устанавливают предельное количество часов учебной нагрузки на учебный год.
Так, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 предусмотрено, что учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 академических часов (п. 54).
Соответствующими типовыми положениями предельная нагрузка составляет для лиц профессорско-преподавательского состава вузов - 900, для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации - 800, для преподавателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов - 800 часов.
Нормы учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений установлены в Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94 (в ред. от 08.06.1990), Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников высших и средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Минвуза СССР от 31.12.1976 N 1040 (в ред. от 27.08.1987), Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Минвуза СССР от 27.08.1987 N 605 и других нормативных актах, регулирующих условия оплаты труда работников образовательных учреждений. Указанные выше нормативные правовые акты должны применяться с учетом постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191.
В соответствии с указанным Постановлением педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и некоторых других образовательных учреждений устанавливается продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю. Так, например, такая продолжительность рабочего времени устанавливается следующим категориям педагогических работников:
учителям V-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;
преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
преподавателям специальных дисциплин I-XI (XII) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
преподавателям III-V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, V-VII классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I-IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
педагогам дополнительного образования;
тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.
В то же время учителям I-IV классов общеобразовательных учреждений установлена продолжительность рабочего времени 20 часов в неделю, а преподавателям I-II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения и I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения установлена продолжительность рабочего времени 24 часа в неделю.
В зависимости от квалификации педагогических работников и в зависимости от специфики их труда установлена и иная продолжительность рабочего времени в неделю:
20 часов в неделю - учителям-дефектологам и учителям-логопедам;
24 часа в неделю - музыкальным руководителям и концертмейстерам;
25 часов в неделю - воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;
30 часов в неделю - инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;
36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
В отличие от приведенных норм рабочего времени, которые устанавливаются применительно в расчете на одну неделю, преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена продолжительность рабочего времени 720 часов в год.
Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе индивидуальными планами педагогического работника.
При отсутствии полной учебной нагрузки педагогических работников в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191, они догружаются до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Формой догрузки может быть педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, работа по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.
Режим рабочего времени учителей I классов определяется с учетом Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02" (в ред. от 26.12.2008)*(482); п. 2.9.5 СанПиН), предусматривающих в первые 2 месяца "ступенчатый" метод наращивания учебной нагрузки, а также динамическую паузу, что не должно отражаться на объеме учебной нагрузки, определение которой производится 1 раз в год на начало учебного года в соответствии с учебным планом.
Режим рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учебному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной им на начало учебного года, до конца учебного года определяется количеством часов пропорционально сохраняемой им заработной платы, с учетом времени, необходимого для выполнения всей педагогической работы, вытекающей из их должностных обязанностей. За часы педагогической работы сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере.
Сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) предусмотрена также для помощников воспитателей и младших воспитателей образовательных учреждений для воспитанников с малыми и затихающими формами туберкулеза, недостатками умственного развития, поражением центральной нервной системы с нарушением психики; а также женщинам, работающим в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; специалистам (дефектологии, психологии, логопедии и др.) психолого-педагогических и медико-психологических комиссий.
В тех случаях, когда переработка рабочего времени воспитателями, помощниками воспитателей, младшими воспитателями вызвана неявкой сменяющего работника или родителей и выполняется за пределами рабочего времени установленного графика работы, оплата их труда производится как за сверхурочную работу согласно ст. 152 ТК.
Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ (педагогических колледжей), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с нагрузкой, установленной при тарификации, до конца учебного года выплачивается:
заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической работой;
заработная плата, установленная при тарификации с учетом учебной нагрузки ниже нормы за ставку, если их невозможно догрузить педагогической работой.
Об уменьшении объема учебной нагрузки, изменении размера оплаты труда и о догрузке педагогической работой работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.
Должностные оклады определенным категориям работников устанавливаются с учетом ведения ими преподавательской (педагогической) работы в объеме:
360 часов в год - руководителям физвоспитания, преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
10 часов в неделю - директорам начальных общеобразовательных учреждений с количеством обучающихся до 50 человек (кроме начальных общеобразовательных школ, закрепленных для прохождения педагогической практики студентов педагогических училищ, педагогических колледжей); вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с количеством учащихся до 80 (в городах и рабочих поселках - до 100 человек);
3 часа в день - заведующим дошкольными образовательными учреждениями с 1-2 группами (кроме учреждений, имеющих одну или несколько групп с круглосуточным пребыванием детей).
Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
Необходимое количество учебных часов определяется конкретным образовательным учреждением на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 N 322*(483).
При установлении учителям, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, учебной нагрузки на новый учебный год необходимо, как правило, сохранять ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, нагрузка учителей может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с их письменного согласия.
Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы, а также педагогическим работникам других образовательных учреждений и работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов) возможно только в случае, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой в объеме не менее чем на ставку заработной платы.
Учебная нагрузка учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, устанавливается на общих основаниях и передается на этот период другим учителям.
4. Положения, определяющие норму педагогический работы за ставку заработной платы учителей-логопедов и педагогов-психологов, конкретизированы в письме Минобразования России от 22.01.1998 N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"*(484). Так, ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени преподает учитель-логопед. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом:
- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
5. Преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателям курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего профессионального образования ставки заработной платы выплачиваются за три часа в день (720 часов в год).
За часы учебной нагрузки сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
Объем учебной нагрузки преподавателям устанавливается исходя из количества часов по государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
Объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора (контракта), не может быть уменьшен на следующий учебный год, кроме случаев сокращения количества студентов (учащихся) и часов по учебным планам и программам.
В учреждениях среднего профессионального образования объем преподавательской работы для руководящих работников, который они могут выполнять в том же образовательном учреждении (помимо основной работы) за дополнительную оплату, не должен превышать 600, а для заведующего отделением и других работников - 720 часов в год.
В исключительных случаях, когда по предмету остается незначительное количество нераспределенных часов и не представляется возможным найти на этот объем работы преподавателя, руководитель учреждения среднего профессионального образования по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения вправе установить таким работникам учебную нагрузку и выше указанных норм.
6. Педагогическим работникам разрешено совместительство, в том числе по аналогичной должности, специальности, что можно считать особенностью регулирования их труда (см. коммент. к ч. 3 ст. 333).
По общему правилу, предусмотренному ст. 98 ТК, работодатель имеет право разрешить работнику работу по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2003 N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (в ред. 10.03.2009)*(485) Минтрудом России принято постановление от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры"*(486), согласованное с Минобразования России, Минздравом России и Минкультуры России и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которым установлены особенности работы по совместительству указанных категорий работников. В соответствии с этим Постановлением, педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству, т.е. выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).
Продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:
для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю;
для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
В соответствии с указанным Постановлением, для педагогических работников не считается совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;
проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;
педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;
работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.
Указанные виды, за исключением литературной работы, а также работы по организации и проведению экскурсий, которые осуществляются без занятия штатной должности, могут осуществляться в основное рабочее время с согласия работодателя.

Л. В. Куревина

Редактор журнала «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Рабочее время учителей и преподавателей имеет немало особенностей. И одной из основных является то, что их рабочее время складывается из нормируемой и ненормируемой части. Такая система на практике вызывает определенные трудности (с учетом рабочего времени, выплатой сверхурочных, работой в выходные и т. д.). Нюансов много и вопросы соответственно возникают часто. Какие режимы рабочего времени лучше устанавливать педагогам? Должен ли педагог выходить на работу, если у него нет занятий? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Что делать, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Попробуем разобраться.

Прежде всего отметим документы, которые регулируют вопросы рабочего времени педагогических работников:

– Трудовой кодекс (гл. 52);

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273‑ФЗ);

– Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601);

– Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Особенности).

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

Обратите внимание

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Особенностей).

В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Обратите внимание

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 2.5 Особенностей).

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 1.3 – 1.5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273‑ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Обратите внимание

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

– пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

– шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;

– рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;

– неполная рабочая неделя;

– сменная работа.

2. Продолжительность рабочего дня:

– ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);

– неполный рабочий день (смена);

– гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);

– разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н .

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Выходные и нерабочие праздничные дни

Работа в ночное время

Выполнение государственных обязанностей

Очередные и дополнительные отпуска

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Отпуск по уходу за ребенком

Часы сверхурочной работы

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

Неявки с разрешения администрации

Выходные по учебе

Учебный дополнительный отпуск

Замещение в 1‑м – 3‑м классах

Замещение в группах продленного дня

Замещение в 4‑м – 11‑м классах

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

Фактически отработанные часы

Служебные командировки

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Продолжительность рабочего времени

С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей.

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы. Исключение составляют случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, когда не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, перечисленные в п. 2.2 приложения 2 к Приказу № 1601.

Обратите внимание

Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы.

А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком‑либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ.

Обратите внимание

Если для работников образовательного учреждения установлен суммированный учет рабочего времени или если организация работает непрерывно (например, учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях)), действуют особые правила, определенные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». В этих случаях работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.

Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день.

И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Такие дни называются методическими. Порядок их предоставления должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, графиками и планами работы.

В связи с этим возникает вопрос: является ли выходным методический день? Нет, поскольку такие дни предоставляются не для отдыха, а с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог может вообще не выходить в этот день на работу, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может: не может переноситься, если вдруг совпадет с нерабочим праздничным днем, в соответствии со ст. 112 ТК РФ, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

Остается отметить, что пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Специфика работы учителей и преподавателей такова, что им часто приходится работать за рамками установленной продолжительности рабочей недели. Причем оформить это как сверхурочную работу вряд ли получится. И конечно, работодателю нужно постараться минимизировать такие переработки – строго учитывая рабочее время, составляя расписания и графики работы с минимальным количеством «окон», распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни. Если составить графики более рационально не получается, можно установить другой режим рабочего времени, например гибкий график.

Что же касается работы в выходные или праздничные дни, здесь вопросов быть не должно. Работодатель обязан не только официально оформлять привлечение к ней в случае необходимости, но и оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Новая редакция Ст. 333 ТК РФ

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к Статье 333 ТК РФ

Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает:

Продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную;

Другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке;

Отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю.

Педагогическая (учебная) нагрузка, в зависимости от типа образовательного учреждения, учитывается в часах в неделю или в учебном году.

Часть 3 статьи 92 ТК устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников. Продолжительность ее - не более 36 часов в неделю. Для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".

Для всех остальных педагогических работников определена норма часов преподавательской работы:

Для учителей 5 - 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов определена в 18 часов в неделю;

Для учителей 1 - 4 классов - 20 часов в неделю;

Для преподавателей 1 - 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования - 24 часа в неделю;

Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования - в размере 720 часов в год.

Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, в соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", ограничивается верхним пределом. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год, на основании пункта 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160; для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации, не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Максимальный размер ее не должен превышать 900 часов в учебном году, как того требует пункт 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264. Так как учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 - 450 часов в учебном году, доцентам - 700 - 720 часов, ассистентам - 850 - 900 часов в год.

Если учителю не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, ему гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 191.

В образовательных учреждениях учебное время определяется в академических часах равных 45 - 50 мин. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы определена в астрономических часах, установленная Постановлением Правительства РФ N 191.

Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к Единой тарифной сетке (ЕТС). В образовательных учреждениях, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Вся остальная образовательная деятельность, осуществляемая сверх норм рабочего времени, производится за дополнительную оплату.

Педагогическим работникам разрешается работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство), в том числе и по аналогичной должности, специальности, что является исключением из правила о внутреннем совместительстве, предусмотренного в части 1 статьи 98 ТК. Помимо этого, в соответствии со статьей 282 ТК, особенности работы по совместительству педагогических работников могут устанавливаться, в том числе, Правительством РФ. В соответствии с поручением Правительства Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников. Им разрешена работа по совместительству в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии.

Продолжительность работы по совместительству не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, определяется по соглашению между работником и работодателем. Помимо этого, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. С согласия работодателя, в основное рабочее время разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. Заработная плата по основному месту работы сохраняется.

Не считаются совместительством и не требуют заключения трудового договора выполняемые в основное рабочее время с согласия работодателя следующие виды работ:

Работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.

Другой комментарий к Ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает как продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, так и отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю, а педагогическая (учебная) нагрузка в зависимости от типа образовательного учреждения в часах в неделю или в учебном году.

Данные нормы распространяются на всех педагогических работников, а не только педагогических работников образовательных учреждений.

2. В соответствии с п. 3 ст. 92 ТК РФ комментируемая статья устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников не более 36 часов в неделю. В силу Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю.

Для остальных педагогических работников названным Постановлением определена норма часов преподавательской работы. Так, для учителей 5 - 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов - 18 часов в неделю, для учителей 1 - 4 классов - 20 часов в неделю, для преподавателей 1 - 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования - 24 часа в неделю.

Норма часов преподавательской работы для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 720 часов в год.

3. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160); для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации - не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно в размере до 900 часов в учебном году (п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264). Поскольку учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 - 450 часов в учебном году, доцента - 700 - 720 часов, ассистента - 850 - 900 часов в год.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ N 191 от 3 апреля 2003 г. (в ред. от 1 февраля 2005 г.).

5. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы, установленная Постановлением Правительства РФ N 191, определена в астрономических часах.

6. Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к ЕТС. Для образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Образовательная деятельность сверх нормы рабочего времени осуществляется за дополнительную оплату.

7. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство) разрешается педагогическим работникам в соответствии с общими правилами о совместительстве. Ранее допускавшееся исключение из правил, предусмотренных ч. 1 ст. 98 ТК РФ о внутреннем совместительстве, т.е. возможности работы по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, из комментируемой статьи исключено. Таким образом, в силу квалифицированного умолчания законодателя педагогические работники подчиняются общим правилам о совместительстве.

В соответствии со ст. 282 ТК РФ особенности работы по совместительству педагогических работников могут быть установлены Правительством РФ. Постановлением от 4 апреля 2003 г. N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" Правительство РФ поручило установить особенности работы по совместительству педагогических работников Министерству труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством образования РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этим Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников.

Продолжительность работы по совместительству определяется по соглашению между работником и работодателем и не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (см. п. 2 комментария к настоящей статье). Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то работа по совместительству не должна превышать 16 часов в неделю. Кроме того, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. Важно, чтобы продолжительность работы по каждому из трудовых договоров по совместительству не превышала половины месячной нормы рабочего времени.

В основное рабочее время с согласия работодателя разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом заработная плата по основному месту работы сохраняется. Кроме того, в основное рабочее время с согласия работодателя могут осуществляться следующие виды работ, не считающиеся совместительством и не требующие заключения трудового договора:

Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

Консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

Руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);

Педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;

Работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;

Статья 334 ТК РФ. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Добрый день!

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.47) и ТК РФ (ст. 333) педагогическим работникам устанавливается сокращенная рабочая неделя - 36 часов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам
устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов
педагогической работы за ставку заработной платы.

п. 2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям-дефектологам.

Примечания:

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (нормируемая часть ) , воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,
п. 2.1.
Выполнение педагогической работы учителями , преподавателями,
тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу)
характеризуется
наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической
работы, связанной с преподавательской работой
.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов .
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующая затрат рабочего времени,
которое не конкретизировано по
количеству часов
, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных
уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4.
Дни недели (периоды времени , в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу , от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы,
педагогический работник может использовать для
повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п
. Это не обязательно делать на рабочем месте, если для педагога это удобнее .

Вправе ли завуч требовать чтобы я ещё 16 часов (36-час раб неделя) работала в своём кабинете?
Надежда

Таким образом, завуч не в праве требовать от Вас нахождения еще 16 часов на рабочем месте.

С 10 марта действует новый порядок подсчета и оплаты рабочих часов для педагогов. В частности, установлен верхний предел их учебной нагрузки*. Проанализируем новации.

* Кроме того, введение в действие профстандарта для педагогов отложили на 1 января 2017 года (письмо Минобрнауки России от 2 марта 2015 г. № 08-237).

О.А. Примакова, эксперт журнала «Учет в сфере образования»

Где прописать учебную нагрузку

Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников и продолжительность их рабочего времени утверждены приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 (далее - приказ № 1601). А ранее действовавший приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» 10 марта утратил силу. Нагрузка преподавателя зависит от его должности и специальности. Объем учебной нагрузки устанавливают в начале учебного года и закрепляют в трудовом договоре. Объем нагрузки всех педагогических работников указывают в локальном нормативном акте образовательной организации.
В приказе № 1601 прописаны правила определения учебной нагрузки педагогов, причины ее изменения и ограничение верхнего предела количества часов преподавательской работы.
Кроме того, в нем уточнена норма рабочего времени педагога-библиотекаря, которая теперь составляет 36 часов в неделю.

Каким образом посчитать учебную нагрузку

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) у педагогов составляет не более 36 часов в неделю. Учебную нагрузку рассчитывают в зависимости от квалификации, специализации и занимаемой должности работника. При этом также имеет значение, по каким образовательным программам работает образовательное учреждение.
В целом преподавательская нагрузка может быть от 18 часов в неделю до 720 часов в год.
Нормы часов педагогической работы устанавливают в астрономических часах, включая перемены и динамические паузы.
По норме часов педагогической работы делают расчет для определения работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы в неделю (в год).
В ситуации, когда работник выполняет преподавательскую работу сверх нормы либо ниже ее, она должна быть оплачена по фактически отработанному объему часов.
Исключение - случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу № 1601 .

Локальные нормативные акты образовательного учреждения по назначению или изменению учебной нагрузки педагогов нужно принимать с учетом мнения представительного органа работников (п. 1.9 приложения № 2 к приказу № 1601).

Когда нагрузку можно снизить

Учебную нагрузку педагогов (кроме работников профессорско-преподавательского состава), установленную на начало учебного года, нельзя снизить в текущем учебном году по инициативе работодателя.
Однако и из этого правила существует исключение. Нагрузку разрешено уменьшить в связи с сокращением количества часов по учебным планам или снижением числа обучающихся. Об этом сказано в пункте 1.5 приложения № 2 к приказу № 1601 .
Кроме того, администрация не может снизить объем часов, определенный работнику в текущем учебном году на следующий учебный год. Опять же за исключением случаев изменения учебных планов или сокращения численности обучающихся. При этом следует помнить, что если поменять учебную нагрузку, согласованную с сотрудником при заключении трудового договора, все же необходимо, то это можно сделать только по соглашению сторон и обязательно в письменной форме.
Руководитель должен предупредить работника не позднее чем за два месяца о возможном изменении нагрузки, сообщив причины такого решения.

Если нагрузка педагога 18 часов в неделю

Определена норма часов для преподавателей организаций, ведущих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта. Она составляет 18 часов в неделю.
Помимо этого скорректирован порядок подсчета и изменения такой нагрузки применительно ко всем педагогам.
При расчете учебной нагрузки преподавателей, работающих по норме 18 часов в неделю, важно установить:

  • количество часов по учебным планам;
  • рабочие программы учебных предметов;
  • кадровое обеспечение учреждения.

Выплата полной ставки заработной платы гарантирована учителям 1-4 классов при передаче уроков учителям-специалистам (при условии догрузки другой педагогической работой).
Также при условии догрузки полную ставку получают учителя отдельных дисциплин в образовательных организациях, расположенных в специализированных поселках и сельских населенных пунктах. Об этом сказано в пункте 2.2 приложения № 2 к приказу № 1601 .
Учебную нагрузку на новый учебный год в первую очередь сохраняют педагогам, работающим в учреждении постоянно, по основному месту работы.
Учителям выпускных классов предлагают учебные часы в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями учебных предметов.
Таким образом, администрация обеспечивает преемственность преподавания учебных дисциплин и сохраняет объем нагрузки педагогических работников учреждения.
Если учебные часы уменьшены, после истечения срока уведомления об их снижении учителям до конца учебного года и в период каникул выплачивают заработную плату:

  • за фактически оставшееся количество часов, если оно выше нормы часов за ставку;
  • определенную до уменьшения учебной нагрузки, если оставшаяся нагрузка ниже или равна норме часов учебной работы за ставку (в том в случае, если их невозможно догрузить другой педагогической работой).

Учителям, обучающим на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, эти часы преподавания включают в учебную нагрузку.
Время каникул для учеников, в том числе занимающихся дома, не основание для уменьшения учебной нагрузки и заработной платы педагогов.

Объем, порядок и срок оплаты педагогической нагрузки, выполняемой по совмещению, прописывают в дополнительном соглашении к трудовому договору (п. 5.4 приложения № 2 к приказу № 1601).

Учебная нагрузка в порядке замещения других преподавателей должна быть оплачена дополнительно. Это условие содержится в пункте 2.7 приложения № 2 к приказу № 1601 .

Если рабочее время 720 часов в год

Новым документом преподавателям организаций среднего профессионального образования определена нагрузка 720 часов в год на 10 учебных месяцев.
Когда такая норма не может быть выполнена в связи с отпуском или больничным педагога, ее уменьшают на 1/10 часть за каждый полный месяц и из расчета пропущенных дней за неполный (п. 4.4 приложения № 2 к приказу № 1601). При этом выплачивают среднемесячную зарплату независимо от объема отработанной нагрузки в каждом месяце учебного года, а также в период каникул учащихся. Нагрузка может быть снижена в течение учебного года по сравнению с его началом по причинам, не зависящим от педагога. Тогда ему начисляют заработную плату в размере, установленном на начало года.

Норма нагрузки профессорско-преподавательского состава

Для того чтобы рассчитать объем учебных часов профессорско-преподавательского состава на начало учебного года, нужно определить средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние границы в соответствии с должностями. Эти показатели устанавливают локальным нормативным актом образовательной организации.
Как уже было сказано, учебную нагрузку каждого педагога рассчитывают в зависимости от его должности и квалификации.
Нормы времени по видам учебной деятельности включают в нагрузку преподавателя в соответствии с программами высшего образования: бакалавриата, специалитета и магистратуры. Данные нормы организация принимает самостоятельно.
Локальным актом учебного заведения также определяют соотношение учебной нагрузки, установленной на учебный год, и других должностных обязанностей сотрудника в пределах рабочего времени.

За единицу времени принимают академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы.

Каковы ограничения верхнего предела нагрузки

В зависимости от занимаемой должности учебная нагрузка педагогических работников может быть ограничена верхним пределом. При этом объем учебной нагрузки при работе по совместительству не должен превышать половины от верхнего предела учебной нагрузки, установленной по должностям профессорско-преподавательского состава.
Перечислим случаи ограничений.
1. В организациях среднего профобразования при норме 720 часов в год верхний предел не превышает 1440 часов в год.
2. В организациях высшего образования по профессорско-преподавательскому составу верхний предел учебной нагрузки равен 900 часов в год.
3. В организациях дополнительного профессионального образования по должностям профессорско-преподавательского состава верхний предел нагрузки не превышает 800 часов в год.

Нормы времени по видам учебной деятельности при подготовке кадров в интересах обороны и безопасности государства также устанавливают локальным актом организации. Однако они должны быть согласованы с соответствующим федеральным государственным органом.

© 2024 Бизнес. Регистрация. Документы. Заявления