Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Профессии типа "человек - художественный образ". «Человек – художественный образ» Предметом труда для представителей большинства профессий типа «Человек — художественный образ Профессии для человека художественный образ список профессий

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно пpeобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос - это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля - то, на что надо мысленно взгля-нуть с большой высоты, из космоса, чтобы лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (напри-мер, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) - это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа - источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материа-лов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно-сти, например, такого рода: художественные стили, гармония цве-тового решения (картины, архитектурного проекта, оформляе-мой витрины, театральной декорации), чувства подаренной лю-дям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформле-ние театрального представления, фразировка (музыкального ма-териала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) - об-разцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отно-шения как таковые не акцентированы: мир людей стран, наро-дов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишен-ный придуманных людьми политических, государственных гра-ниц: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Гол-ландии и т.д.

Условия существования и развития человека - это система рас-селения людей, жилые кварталы, парадные площади города, про-странство для отдыха в проектируемом жилом помещении, про-странство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же - то, что надо обеспечить, преодолевая суще-ствующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перено-ся в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно-гоэтажной застройки).

Типичные примеры профессиональных «гештальтов»: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); воспринимаемая среда города; цепочки знач-ков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека; характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения ге-роя пьесы и т.п.

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализи-ровать это воплощение. Это может быть, например, гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по ри-сунку художника. Это могут быть восстановленные (отреставриро-ванные) детали изображения на холсте старинного мастера, ис-чезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях). Это может быть тысяча первое исполнение первого фортепьянного концерта П.И. Чай-ковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Это мо-жет быть первое и единственное в своем роде скульптурное выра-жение идеи торжества труда, знания.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незри-мые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует кра-соту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внима-тельно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зри-тельного зала. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуж-даемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное на-следие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний - как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной об-ласти (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда - быстрые и сложные координированные движения.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер, для того чтобы не про-сто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие - нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя. Подобного рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом всякий раз надо разбираться конкретно.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность не-предвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения. Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредствен-но чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать ком-позиционные принципы в своей области (изобразительное искус-ство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт - уважительное отношение к со-стоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена испол-нять как фокстрот (технически это, конечно, достижимо, но не-допустимо - «можно, но нельзя» по соображениям художествен-ного такта). Нельзя подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться ду-хом и стилем соответствующей эпохи и конкретного мастера, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей про-фессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы дол-жен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значи-мым целям. Настойчивость, самодисциплина - важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыра-жение свойственно любому мало-мальски активному человече-скому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «скулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток - во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыра-жение - непременный признак художественного склада психики. Зачастую идею самовыражения используют для того, чтобы при-крыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим - отличиться. Каждому с определенного возраста (примерно с дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она обостряется в подростко-вом возрасте, а затем несколько умеривается в результате пони-мания того, что каждый человек в своем роде значителен.

Однако отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисцип-лины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать, некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной лю-дям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Пор-трет» - там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.

Особенности творческости (креативности) представителей об-суждаемого типа профессий состоят в том, что они - новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава - это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказы-ваться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важ-ны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед чело-веком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совер-шенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда. Скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения мно-гочисленными упражнениями, т.е. когда ему не надо думать, по-падет ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента. Особенности саморегуляции представителей этого типа про-фессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям. Например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специали-сты разных профилей: и экономисты, и инженеры-конструкто-ры, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция кап-ризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним согла-шались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нуж-на исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хо-рошо, сделай как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпе-ние, способность к многократным переделкам сделанного - важ-ные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся дли-тельные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, не-малые нервные нагрузки.

Список профессий, относимых к данному типу:

  • Актёр
  • Артист цирка
  • Архитектор
  • Балетмейстер
  • Балерина
  • Брейдер
  • Визажист
  • Гитарист
  • Диджей
  • Дизайнер
  • Дирижёр
  • Журналист
  • Звукорежиссёр
  • Златокузнец
  • Иллюстратор
  • Имиджмейкер
  • Кинодраматург
  • Киномеханик
  • Кинооператор
  • Кинорежиссер
  • Композитор

Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этой общности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственно организация.

Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся, инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросы касаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора оптанты).

Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.

Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой кадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей.

Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения). Например, художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты это изделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно и интересоваться

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек - общение .

Специфика профессии «человек - художественный образ»

Чтобы говорить о профессиональном типе «человек - художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики.

О представителях профессий типа «человек - художественный образ»:

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого - то содержания. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т. п.) это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; офорты Гойи, поразившие его современников; удивительные по своей красоте и силе духа фрески Микеланджело, славящиеся во всем мире, и т. п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных, временных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния античности, и достижения современных художников, и шедевры древнерусской иконописи; загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.

Типичные примеры профессиональных единиц анализа сознания и психики этого типа: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); цепочки значков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п.

Представители профессий типа «человек - художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть, например, батик (роспись по шелку) выполненный по эскизу художника. Это могут быть восстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно - двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуждаемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качества звуков. Актер, для того, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Лучших представителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы должен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисциплина важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыражение свойственно любому активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыражение непременный признак художественного склада психики.

Отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию.

Особенности творческости (креативности) представителей обсуждаемого типа профессий состоят в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.

Скажем, художник - живописец может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, т. е. когда ему не надо думать, как «работает» материал

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.

Например, художник - конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специалисты разных профилей: и экономисты, и инженеры - конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хорошо, сделай, как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного важные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату. Немалые нервные нагрузки.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д. Шедевр художника может оставлять впечатление легкости, небольшого количества приложенных усилий, но за этим зачастую стоит огромный труд, знания, мастерство владения материалом, осваиваемое годами.

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Специфика профессиональной принадлежности

1.2 Специфика профессии «человек - художественный образ»

2.1 Характеристика профессий типа «Человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста

2.2 Кризисы профессии типа «человек – художественный образ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

К профессиям типа "человек - художественный образ" (творческие профессии) в широком смысле, относятся профессии, связанные с изобразительной деятельностью, с музыкальной деятельностью, с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью. Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.

Предмет исследования – профессиональный тип "человек - художественный образ". Целью работы является: изучение особенностей профессий этого типа (анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию "человек - художественный образ "). Профессиональное становление занимает значительную часть жизни человека. От результатов этого процесса зависит не только успешность профессионала, но и психологическое благополучие личности. С точки зрения своевременности и социальной значимости изучение факторов и особенностей профессионального становления личности является актуальным направлением психологических исследований.

Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен - по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», - и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом .

Традиционно труд представителей профессий «человек - художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского « худог » - искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.

В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.

Профессии данного типа связаны: с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...); с воспроизведением и изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности, предпочтения, выраженные способности: заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, и т.п.), наличие яркого воображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности.

Всю область профессий типа «человек - художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельность, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью .


ГЛАВА 1

1.1 Специфика профессиональной принадлежности

Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этой общности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственно организация.

Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся, инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросы касаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора оптанты).

Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.

Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой кадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей.

Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения). Например, художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты это изделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно и интересоваться

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение .

1.2 Специфика профессии «человек - художественный образ»

Чтобы говорить о профессиональном типе «человек – художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики.

О представителях профессий типа «человек - художественный образ»:

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого - то содержания. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т. п.) это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; офорты Гойи, поразившие его современников; удивительные по своей красоте и силе духа фрески Микеланджело, славящиеся во всем мире, и т. п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных, временных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния античности, и достижения современных художников, и шедевры древнерусской иконописи; загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.

Типичные примеры профессиональных единиц анализа сознания и психики этого типа: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); цепочки значков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п.

Представители профессий типа «человек – художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть, например, батик (роспись по шелку) выполненный по эскизу художника. Это могут быть восстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.

Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

Психологическая классификация профессий (специальностей)

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).

Карта мира профессий

Условное название типа профессий Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование
«Человек-Природа» Живые организмы, биологические, микробиологические процессы Плодоовощевод, животновод Техник-лесовод,зоотехник, флорист Зооинженер, агроном, ветеринарный врач
«Человек-Техника» Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик Техник-технолог, техник-строитель Инженер
«Человек-Человек» Люди, коллективы, группы, социальные процессы Продавец, парикмахер Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения Учитель, инженер, менеджер
«Человек-Знак» Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы) Наборщик, чертежник, оператор ПК Инспектор-финансист, экономист Инженер-экономист, редактор, ученый- теоретик
«Человек-Художественный образ» Художественные образы, их свойства, элементы Гравер, лепщик архитектурных деталей Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель Художник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер

Профессии типа «Человек — Природа»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

Профессии типа «Человек — Техника»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.

Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.

Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, техническим заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).

Профессии типа «Человек — Человек»

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Профессии типа «Человек — Знак» («Человек — Знаковая система»)

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  • Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  • Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
  • Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.) Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют»,»тормозят» и т.п.)

По материалам книги Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников.
Диагностика и развитие профессиональной зрелости»

2.1 Характеристика профессий типа «человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста

Разумеется, выше были приведены очень обобщенные характеристики человека как субъекта деятельности в разных типах профессий. Чтобы понять специфику профессий этого типа, я считаю, необходимо рассмотреть некоторые наиболее распространенные профессии,-анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию "человек - художественный образ ", все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить.

Художник - конструктор (дизайнер). Главной задачей дизайнера является удовлетворение потребности человека (заказчика) в гармонии с предметной средой посредством проектирования эстетических свойств промышленных изделий.

Необходимые качества: анализ и синтез, пространственное мышление и конструкторские способности, креативность, художественные способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета), коммуникативные и вербальные способности, гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, реалистичность, находчивость.

На стадии проектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и даже многотысячными тиражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера - конструктора, соответственно умножается и, таким образом, обходится очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени противоположные качества. С одной стороны, смелый полет фантазии, непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны, высокое чувство ответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальными условиями производства.

Творческий процесс художника - конструктора начинается с обдумывания возможных вариантов будущего изделия. Важно собрать информацию о существующих аналогичных изделиях и критически их рассмотреть, обсудить. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широким кругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области. Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставленную задачу.

Дизайнер должен уметь учитывать соображения экономического и технологического характера. Например, оригинальная форма изделия, задуманная дизайнером, может оказаться нерентабельной с точки зрения экономиста или трудно осуществимой с точки зрения технолога.

Человек, посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоваться изобразительным искусством и сам быть художником. Ему необходимо также знать технику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки. Он должен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Не каждый художественно и технически подготовленный человек будет успешно справляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, кто относится к миру вещей как преобразователь.

Живописец (по росписи фарфора). Существует несколько методов нанесения росписи на фарфор, один из которых ручная роспись.

Художник должен найти особо тонкие и нежные отношения цвета с белым в наносимых красках и такие же переходы тона от одного цвета к другому. Кроме того, мастер должен постоянно держать в своем представлении задуманную цветовую композицию, т.к. окончательно она формируется только после обжига фарфора (фаянса) под глазурью в печи. Он должен уметь, накладывая цвет, видеть в нем другой - и это во всей композиционной сложности выполняемого сюжета. Роспись твореным золотом сама по себе затруднений не вызывала, но требовала найти правильное соотношение золото и красок на фарфоре

Рисунки могут быть сложны и разнообразны: это пейзажи, сюжеты, литературные портреты, персонажи, сказочные образы, стилизованные изображения растительного и художественного мира, орнаменты.

Мастер живописец в совершенстве владеет приемами живописных и графических работ, способами копирования рисунков в различных масштабах, приемами гравировки по золоту и серебру, приемами самостоятельной разработки деталей рисунков.

До начала работы живописец должен представить рисунок в уме, мысленно разложить его на части, наметить последовательность раскраски его деталей. И выполняя каждую операцию, он в своем воображении видит рисунок уже готовым.

Художник – иллюстратор. Содержание деятельности: задача иллюстратора - адекватно и красочно выразить мысли автора литературного произведения, статьи в СМИ яркими художественными образами. Вид работы зависит от заказа: может иллюстрировать книги, журналы, газеты и т.п.

Должен знать: живопись, рисунок, графику, теорию искусств, литературное творчество, специальные художественные дисциплины, техники и технологии работы и т.п.

Должен уметь: Выбрать соответствующую технику рисования (от простого карандаша до компьютерной графики). Спланировать свою работу. Использовать сложные техники: акватин, офорт..., компьютерные программы (например, для разработки макета будущего произведения). За короткое время выполнять необходимые эскизы в нескольких вариантах. Презентовать наброски и готовую работу, "портфолио". Выразить неповторимость своего стиля. Работать в коллективе художников. Должен иметь: свой ярко выраженный авторский стиль (при индивидуальной работе). Доминирующие интересы: ИЗО, литература Сопутствующие: Предпринимательская деятельность. Реклама. Фотография

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Образное мышление. Фантазия. Высокий уровень развития общих способностей (анализ, синтез, логика, вербальные способности, словесно-логическое мышление). Наблюдательность. Развитое воображение. Умение выражать свои мысле-образы в рисунке. Цветовая чувствительность. Высокий уровень специальных художественных способностей. Целеустремленность. Ответственность. Организаторские способности. Хорошая координация, мелкая моторика пальцев рук. Медицинские ограничения: Аллергия на рабочие материалы, книжную пыль

Ретушер. Иллюстрации, напечатанные в книге, почти всегда имеют качественные потери по сравнению с подлинником. Задача коллектива, работающего над полиграфическим воспроизведением оригинала, сделать эти потери минимальными.

Задача ретушера сводится к тому, чтобы, в конце концов, могла быть создана печатная форма. Оттиск (отпечаток) с нее, конечно, будет отличаться от подлинника, но для зрения человека это различие будет приемлемым.

Выделяют два вида ретуши: техническую (поправочную) и художественную. Техническая ретушь заключается в удалении на издательском оригинале (материале, с которого будет делаться типографская печатная форма) царапин, темных или светлых пятен или точек, крупной зернистости и т. д.

Роль художественной ретуши значительно шире. С ее помощью подчеркиваются сюжетно изобразительные элементы иллюстрации. Уточняются их формы и пространственные отношения, устраняются недостатки в градации тонов и цветов. Такая работа доступна только тем, кто свободно владеет рисунком, хорошо чувствует тональные соотношения цветов и умеет ими пользоваться.

Все операции, которые приходится выполнять ретушеру, требуют активной мыслительной деятельности и хорошей памяти. Он должен помнить и учитывать различные факторы, от которых зависит выбор приема и метода ретуши, сравнивать их, анализировать и принимать необходимые решения. Спецификой его работы является и то, что ретушер должен постоянно держать в уме тот зрительный образ, который он стремится воплотить.

Процесс репродуцирования (типографского воспроизведения) изображений основан на глубоком понимании оригинала. Ретушер воспринимает в оригинале то, что порой скрыто для обычного зрителя. Для этого он должен обладать наблюдательностью. Для глубокой эстетической оценки произведения ему необходимо и развитое чувство цвета и формы.

Работа ретушера связана с большим умственным напряжением: на протяжении всего рабочего дня ему приходится анализировать сложные произведения искусства и решать разнообразные пространственно-цветовые задачи. Творческому воображению, большому эстетическому вкусу должны сопутствовать такие качества, как аккуратность, терпение, настойчивость.

Художник-реставратор. Наиболее часто разрушающему воздействию времени подвержены произведения живописи. Краски на живописных полотнах отделяются от грунта, которым покрыты холст или дерево, многократно положенные мазки расслаиваются. Спасти произведения искусства могут художники-реставраторы.

Специальная комиссия, состоящая из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов, тщательно обследует картину, выявляет все дефекты и устанавливает причины их возникновения. На основе этого анализа специалисты оценивают возможность восстановления художественных особенностей произведения, определяют необходимые методы работы, а также материалы.

Реставратор изучает особенности выполнения картины. Способы письма, используемые материалы, толщину красочного слоя, индивидуальную манеру мазка автора, качество фактурной обработки и др. Это позволяет ему определить задачи своей работы. Всесторонняя эрудиция, хорошая память, опыт предыдущих работ способствуют успеху его дела.

Должен уметь работать поэтапно, терпеливо прорабатывать все детали, уметь подчинить свое творческое воображение замыслу автора, создавшего картину. Любое отклонение от первоначальной художественной идеи является искажением искусства.Должен знать все тонкости работы с материалом.

Историк-искусствовед. Работа искусствоведов, а тем более историков, менее явна для широкой публики, но очень важна.

Специалисты работают в организациях, где представлены либо изучаются произведения названного вида искусства. Это работники музеев, издательских организаций. Работают эти специалисты также в научно-исследовательских институтах, изучая историю изобразительного искусства, дизайна, а также в художественных галереях, различных выставочных организациях. Историки-искусствоведы занимаются и преподаванием. Предмет «История искусства» есть в планах многих учебных заведений.

Музейные работники подготавливают, в частности, научные каталоги. Это требует кропотливого труда, знакомства с множеством источников. Специалисты, работающие в музеях, как правило, участвуют в разнообразных научно-исследовательских мероприятиях, конференциях, собеседованиях.

В целом их деятельность можно разделить на работу собственно с памятником искусства и труд за письменным столом, в хранилище, библиотеке.

Для того чтобы успешно работать в данной области, надо иметь некоторые специфические способности. Это, как говорят профессионалы, «глаз», художественный вкус.

Надо уметь глубоко воспринимать и понимать произведения изобразительного искусства. Этот талант можно развивать в процесс е обучения.

Театральный художник. Определение «сценография» в отечественном театре прижилось не так давно. Гораздо ближе зрителю древнейшее понятие «театральный художник» или, как обычно пишут на афише, «художник-постановщик». Результатом работы художника-постановщика спектакля, по сути, является все, что предстает перед взором зрителя на сцене - от крепостных стен, грозовых туч или бушующего океана до каблуков туфель, кинжалов или носовых платков.

Художник-декоратор - театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.

Есть театральное выражение «За красоту отвечает художник». Эту «красоту» составляют: костюмы, декорации, мебель, реквизит, свет, костюмы, грим и так далее. Каждой стороне общего дела соответствуют отдельные специальности: художник по костюмам, художник по свету. Но творческим лидером группы традиционно остается сценограф.

Личные качества: любовь к театру, пространственное мышление, художественный вкус, хорошая память, аккуратность

В реальных производственных условиях замысел художника-постановщика воплощает художник-технолог. В современном театре сложно разделить художественную и технологическую составляющие декорационного оформления. Характер трансформации сценографии, возможности ее светового освоения, фактура используемого материала - все это влияет на стилистику и образ спектакля. Сейчас не составляет проблемы найти хорошего конструктора, который смог бы рассчитать ферму или подобрать необходимое сечение бруска. Дефицитным остается специалист способный «прочитать» замысел художника и режиссера, предложить остроумное техническое решение и при этом сохранить то самое индивидуальное художественное высказывание.

Ювелир. Изготавливает художественные изделия (украшения, предметы быта, культа, оружие) преимущественно из драгоценных металлов, а также некоторых цветных металлов в сочетание с драгоценными и поделочными камнями, янтарем, перламутром, костью по рисункам, чертежам и моделям художника, разработчика.

Ювелир должен знать технические и художественные требования к изделиям, свойства драгоценных и полудрагоценных металлов и их сплавов, свойства драгоценных и полудрагоценных камней и других материалов (янтаря, перламутра, кости, эмали), использующихся при изготовлении ювелирных изделий, правила чтения чертежей. Ему должны быть знакомы различные способы изготовления заготовок и деталей из слитков, виды орнаментов и их выполнение. Он должен уметь самостоятельно изготовить ювелирный инструмент.

Условия труда: высокая нагрузка на зрение. Характерна статичная асимметричная рабочая поза.

Необходимые качества: хороший глазомер, развитое цветоощущение, хорошая координация и развитая мелкая моторика рук, умение сконцентрироваться, аккуратность, усидчивость, терпение, художественный вкус. Явные сердечнососудистые заболевания, сколиоз, повышенная нервная возбудимость могут препятствовать получению профессии ювелира.

Родственные профессии. Когда создание ювелирного изделия выходит за рамки простого исполнения по готовому образцу, чертежу или эскизу, а придумывается автором с целью передать какой-либо художественный замысел, либо создается авторская работа для конкретного заказчика - мы говорим о профессии дизайнера украшений.

Модельер (художник-модельер и модельер-конструктор). Модельер разрабатывает новые виды одежды с учетом потребительского спроса и возможностей производства, также создает коллекции одежды для показа в различных модных шоу.

В круг занятий модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей, подготовка образцов для промышленного производства, организация показов моделей одежды.

Необходимые качества: художественные способности; развитое образное мышление, конструкторские способности, развитое чувство цвета, хороший глазомер, креативность, организаторские способности, «новаторство».

Чтобы участвовать в элитных показах, по правилам «от кутюр» нужно представить от 4 до 60 ансамблей, причем любое изделие на 50-80 % должно быть сделано руками. Одно платье шьется минимум месяц, а особенно сложные и до полугода... Выживают только фанаты, не представляющие себя вне профессии, готовые разрабатывать новые идеи, не боясь смелых экспериментов и долгих, бессонных ночей, проведенных за работой.

Кондитер. Готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов. Приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданной рецептуре. Выпекает и украшает продукцию. Проверяет вес готовых изделий. Использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование.

Для деятельности необходимы тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук).

Работа не рекомендуется людям, имеющим аллергические реакции на пищевые продукты и заболевания: органов дыхания (бронхиальная астма, хроническая пневмония и др.); сердечнососудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; нервной системы (менингит, миелит и др.); органов зрения (значительное понижение остроты зрения и цветоразличения); кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).

Кондитер должен знать ассортимент выпускаемых изделий, рецептуры и режимы их приготовления, виды сырья и способы его переработки, способы отделки и украшения кондитерских изделий

Так, стоит помнить, что повар-кондитер работает стоя, с переносами тяжестей (до 40-50 кг), с напряжением мышц рук и ног. Иногда условия работы не совсем благоприятны: в помещении может быть высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха, сквозняки и производственный шум. Существует и определенная опасность травм и ожогов, поэтому надо досконально следовать технике безопасности.

Необходимые качества: развитые обоняние, вкус, осязание, цветовая чувствительность, ощущение температуры, наблюдательность, концентрация внимания, координация движений, достаточная физическая сила, аккуратность, опрятность.




Психолого-педагогического сопровождения могут способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении. При внедрении предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в систему школьного образования мы полагаем, что образ современного выпускника должен несколько измениться. И в связи с этим предлагаем свою схему направленности...

Вам могут быть интересны следующие материалы
© 2024 Бизнес. Регистрация. Документы. Заявления