Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Положение о кадровом резерве: инвестиции в персонал. Положение о формировании какдрового резерва Положение о кадровом резерве по направлению мелиорация

Главная > Документ

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе с кадровым резервом

филиала ОАО «»

    Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и методику формирования кадрового резерва, принципы подбора кандидатов в резерв, а также планирование и организацию работы с резервом.ого филиала ОАО «.» (далее.ий филиал).1.2. В настоящем Положении под кадровым резервом понимается группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, прошедших отбор, систематическую целевую квалификационную подготовку и достигших положительных результатов в производственной деятельности.1.3. Кадровый резерв.ого филиала формируется отдельно на следующие должности: начальники структурных подразделения.ого филиала, главные инженеры, .и начальников структурных подразделений, начальники цехов, главные бухгалтеры, начальник Управления, начальники отделов и служб.ого филиала.1.4. Цель работы с кадровым резервом:

    повышение уровня подбора и расстановки руководящих кадров, способных эффективно работать в современных условиях;

    пополнение руководящих кадров высококвалифицированными работниками;

    создание реальной перспективы профессионального и должностного продвижения работников;

    своевременное замещение вакантных должностей;

    сокращение периода адаптации в должности руководителя вновь назначаемых работников.

1.5. Основными задачами работы с кадровым резервом являются:

    выявление работников, имеющих организаторский потенциал и создание условий для их дальнейшего профессионально-управленческого роста;

    организация профессиональной подготовки и выработка управленческих навыков у кандидатов;

    своевременное внесение предложений по использованию работников, включенных в состав резерва.

1.6. Основные принципы формирования кадрового резерва:

    актуальность резерва – резерв формируется под конкретные должности, потребность в замещении этих должностей реальна;

    соответствие кандидата должности и типу резерва;

    перспективность резерва – соотношение потенциала карьерного роста с продуктивностью работы и уровнем компетентности специалиста;

    персональная ответственность руководителей всех уровней за выдвижение работника в резерв и его подготовку;

    добровольность включения и нахождения в кадровом резерве;

    объективность (оценка профессиональных и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности работника при включении в кадровый резерв осуществляется коллегиально на основе объективных критериев оценки).

1.7. Источники кадрового резерва:

    руководящие работники дирекции, структурных подразделений;

    главные и ведущие специалисты;

    специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;

1.8. Работа по формированию кадрового резерва осуществляется Управлением по работе с персоналом совместно с руководителями всех уровней и под руководством.я.ого директора. – директора.ого филиала.1.9. Решение о дополнении кадрового резерва и исключения из него оформляется приказом.я.ого директора – директора.ого филиала, на основании решения кадровой комиссии.

2. Структура кадрового резерва

2.1. При формировании кадрового резерва определяются две группы: Группа А (оперативный резерв) – кандидаты на замещение определенных должностей, которые готовы к работе в этих должностях в настоящий момент или в ближайшем будущем (в течение года). Группа В (стратегический резерв) – молодые сотрудники с лидерскими качествами, которые в перспективе могут занять руководящие должности в филиале.2.2. Распределение по группам производится на основании соответствия кандидатов требованиям к должности на момент оценки их личностно-деловых качеств.2.3. Один и тот же работник может находиться как в оперативном (как наиболее приемлемый кандидат на замещение должности на низших уровнях управления), так и в стратегическом резерве (в случае возможности замещения им должности на высших уровнях управления через ряд промежуточных назначений).

3. Общие принципы подбора кандидатов в резерв

3.1.Подбор кадрового резерва производится в соответствии с деловыми и личностными качествами сотрудников:

    соответствие компетенциям по данной должности, наличие высшего образования, способность к обучению и обновлению знаний;

    предельный возраст:

Группа А – 45 лет для всех категорий должностей:Группа В – 40 лет для начальников структурных подразделений.ого филиала, главных инженеров, .ей начальников структурных подразделений, главных бухгалтеров, 35 лет для начальников цехов, начальника Управления, 30 лет для начальников отделов и служб.ого филиала.

    Стаж работы на руководящей должности по данному направлению (для формирования оперативного резерва ) не менее 5 лет для претендующих на должность начальника структурного подразделения, .я начальника структурного подразделения, главного инженера, главного бухгалтера; для претендующих на должность начальника Управления не менее 3 лет. К кандидатам в резерв на должности начальников отделов и служб группы А и к кандидатам для формирования стратегического резерва (группа В ) требования к опыту работы на руководящей должности не предъявляются.

    Опыт общения и готовность к сотрудничеству, навыки по установлению межличностных коммуникаций, поддержке межличностных отношений, способность вести горизонтальные и вертикальные по подчиненности деловые переговоры.

    Желание стать руководителем, мотивация сотрудника к самосовершенствованию и к развитию карьеры – наиболее важный критерий отбора кандидатов в кадровый резерв.

3.2. На указанные должности в резерве должно быть не менее 2 кандидатур, отвечающих предъявленным требованиям.3.3. В резерв включаются только сотрудники.ого филиала. В исключительных случаях по согласованию с руководством ОАО «.» в список резерва могут быть включены кандидаты из других филиалов..

    Порядок и методика формирования резерва

4.1. Формирование резерва осуществляется Управлением по работе с персоналом под руководством.я.ого директора.-директора.ого филиала на основании Плана мероприятий по формированию кадрового резерва.ого филиала (Приложение № 1). 4.2. Процесс формирования резерва персонала.ого филиал включает в себя следующие этапы:

    анализ потребности в резерве;

    формирование списка должностей, на которые формируется кадровый резерв;

    формирование списка кандидатов в резерв;

    оценка и отбор в кадровый резерв;

    создание резерва на конкретные должности.

4.3. При проведении анализа потребности в резерве устанавливается потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую перспективу, число освобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках, фактическая численность подготовленного в данный момент резерва, примерный процент выбытия из резерва отдельных работников.4.4. Для формирования списка кандидатов сотрудников.ого филиала информируют о начале конкурсного отбора кандидатов в резерв на руководящие должности. Все сотрудники знакомятся с требованиями к кандидатам на включение в резерв. Желающие принять участие в конкурсе заполняют Заявление (Приложение № 2). Заявление подписывается самим сотрудником, его непосредственным руководителем и в течение месяца со дня объявления конкурса представляется в Управление по работе с персоналом.4.5. После даты окончания приема заявлений Управлением по работе с персоналом производится предварительный отбор кандидатов в резерв на основе предельных ограничений (образование, возраст, стаж работы) и анализа информации о кандидате. Предварительный список резерва кадров для выдвижения согласовывается с Отделом безопасности.ого филиала.
      При формировании списка резерва используются следующие методы:
    анализ документальных данных – отчетов, автобиографий, характеристик, требований к должности, описания и оценки рабочего места, результатов аттестации; оценка результатов трудовой деятельности (поощрения, мнения руководителей и специалистов смежных подразделений).
Наиболее весомыми факторами и критериями при формировании системы качеств для выдвижения на руководящую должность должны быть:
    мотивация труда - интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения; профессионализм и компетентность - образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности, самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать ее и др.; личностные качества и потенциальные возможности - высокая степень интеллигентности, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабельность, организаторские склонности, эмоциональная устойчивость.

    Для оценки кандидатов используются следующие методы:

    анкетирование (оценка качеств кандидата осуществляется при помощи анкет, в которых фамилия оценивающего не ставится). Руководители получают оценки своих качеств от вышестоящих руководителей, руководителей того же уровня и от своих подчиненных. Количество экспертов должно быть не менее 6 человек. Рядовые работники получают оценки своих качеств от сотрудников и коллег по работе, а также от своих непосредственных руководителей (желаемое количество экспертов от 3 до 6 человек.);

    тестирование; интервью для выявления стремлений, потребностей, мотивов поведения.

    При формировании списка кандидатов в резерв последовательно решаются следующие задачи:

    сравнение кандидатов на одну должность и выбор наиболее соответствующих для работы в данной должности; определение стратегического и оперативного резерва.
Все сотрудники, включенные в предварительный список кандидатов в резерв, проходят собеседование на кадровой комиссии, куда представляются заявление кандидата и результаты оценки личностно-деловых качеств. По результатам собеседования кадровая комиссия выносит решение о рекомендации кандидата в состав оперативного или стратегического резерва.
    Решение о включении сотрудников в резерв принимается.ем.ого директора. - директором.ого филиала на основании заключения членов кадровой комиссии.
4.10. При отсутствии кандидатов или признании кандидатов на конкретную должность не соответствующими требованиям, установленным настоящим Положением, кадровый резерв на замещение должностей на эту должность не формируется. 4.11. На каждый уровень должности составляется свой Список кандидатов в резерв (Приложение № 3). На должности начальников структурных подразделений.ого филиала список кандидатов составляется отдельно. 4.12.Списки кандидатов в резерв утверждаются.ем.ого директора. – директором.ого филиала. 4.13. После утверждения списков резерва всем кандидатам объявляется о зачислении их в кадровый резерв. 4.14.Утвержденные списки кадрового резерва являются основным источником при назначениях работников на руководящие должности.4.15. По истечении года после формирования резерва состав резерва пересматривается на кадровой комиссии и пополняется (в установленном данным Положением порядке) в процессе анализа расстановки руководящих кадров и специалистов, а также оценки их деятельности и аттестации. 4.16. Лица, включенные в состав кадрового резерва на текущий календарный год, могут включаться в кадровый резерв и на последующие годы при условии положительного заключения кадровой комиссии о результатах выполнения ими индивидуального плана подготовки кандидата резерва.

5. Подготовка кадрового резерва

5.1. Работа по подготовке резерва кадров направлена на обеспечение качественной и интенсивной подготовки каждого специалиста из резерва к самостоятельной деятельности на более высоком уровне. 5.2. Руководители структурных подразделений составляют для специалистов, зачисленных в резерв на замещение должностей этого подразделения, И ндивидуальный план подготовки на год (Приложение № 4). В индивидуальном плане предусматриваются конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение специалистом необходимых теоретических и практических знаний, более глубокое освоение им навыков предстоящей деятельности. 5.3. Индивидуальный план подготовки подписывается самим сотрудником, его непосредственным руководителем, согласуется с вышестоящим руководителем и Начальником Управления по работе с персоналом и утверждается.ем.ого директора. – директором.ого филиала.5.4. В индивидуальных планах (в зависимости от группы резерва) могут быть предусмотрены следующие формы подготовки:

    обучение в системе повышения квалификации, получение второго высшего и профессионального образования и т.д.; привлечение к решению производственных, технических, экономических вопросов по профилю должности; изучение основ организации управления и российского законодательства; анализ причин недостатков в организации и разработка предложений по их устранению; стажировка в должности, на которую зачислен в резерв; временное замещение руководителей на период их отпусков, командировок и т.п.; выезд в другие организации с целью изучения положительного опыта; участие в подготовке, проведении и работе конференций, семинаров, совещаний, рабочих групп, оргкомитетов, технической учебы; участие в культурно-массовых мероприятиях.
5.5. Управление по работе с персоналом разрабатывает методические рекомендации по методам и формам работы с резервом, контролирует наличие у резервистов индивидуального плана подготовки, вносит предложения по совершенствованию работы с кадровым резервом. 5.6. Юридический отдел организует методическую и консультативную помощь в изучении федеральных законов и нормативно-правовых актов.

    Контроль за работой с кадровым резервом

6.1. Накопленные в процессе изучения материалы, характеризующие состоящего в резерве сотрудника, учитываются Управлением по работе с персоналом. 6.2. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется непосредственным руководителем и Управлением по работе с персоналом.6.3. Ежегодно на заседании кадровой комиссии проводится анализ расстановки руководящих кадров, а также состояния резерва на выдвижение. Оценивается деятельность каждого кандидата, зачисленного в резерв, за прошедший год и принимается решение об оставлении его в составе резерва и дальнейшего продвижения.6.4. Каждый резервист составляет отчет о работе за год и представляет его непосредственному руководителю, который в свою очередь готовит отчет на кадровую комиссию о качестве выполнения сотрудником индивидуального плана развития. 6.5. Лица, включенные в состав кадрового резерва, могут быть в течение текущего года исключены из его состава на следующих основаниях:
    наложение дисциплинарного взыскания на весь период его действия; отказ от прохождения переподготовки (переквалификации) и (или) повышения квалификации; низкие результаты аттестации; привлечение к уголовной или административной ответственности; выражение в личном заявлении желания об исключении из состава кадрового резерва; неудовлетворительные результаты выполнения ими плана индивидуальной подготовки кандидата резерва; увольнение; изменение направления деятельности; ухудшение состояния здоровья; достижение предельного возраста; отказ заместить соответствующую вакантную должность.

    Назначение на должность

7.1. При назначении на руководящую должность преимущественное право имеют кандидаты из оперативного резерва.ого филиала.7.2. В случае освобождения ключевой должности и отсутствия кандидатов на ее замещение из оперативного резерва оцениваются кандидаты из списка стратегического резерва по следующим параметрам:
    готовность кандидата, учитывающая результаты индивидуального плана подготовки; авторитет в организации.

    Заключительные положения

8.1. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, могут решаться в отдельных приказах (распоряжениях) .я.ого директора. - директора.ого филиала на основании решения кадровой комиссии.8.2. Настоящее положение обязательно для применения во всех структурных подразделениях.ого филиала.8.3. Изменения и дополнения к настоящему Положению по предоставлению начальника Управления по работе с персоналом согласовываются на кадровой комиссии и вносятся в Положение на основании приказа.я.ого директора. - директора.ого филиала.
Публичный отчет

ПРИЛОЖЕНИЯ: 1)Отчет Генерального директора ОАО "Оренбургэнергосбыт" о закупочной деятельности за 2005 год (по видам деятельности). 2)Отчет Генерального директора ОАО "Оренбургэнергосбыт" о закупочной деятельности

  • Положение Общества на рынке телекоммуникаций сзфо и РФ 12 стр

    Документ

    Каждый год вы - наши акционеры - ставите перед нами амбициозные задачи, и мы прикладываем максимум усилий для их реализации. 2008 год не стал исключением.

  • Документ

    1.1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД» от 23 декабря 2005 года №1295 и действующим законодательством, определяет статус и обязанности молодого специалиста Западно-Сибирской

  • 1. Общие положения

    1.1. Положение о порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в мэрии г. Е (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законом области «О муниципальной службе в Вологодской области».

    1.2. Настоящее Положение определяет порядок формирования резерва муниципальной службы в мэрии г. Е и порядок работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы.

    1.3. Резерв муниципальной службы (далее — кадровый резерв) представляет собой перечень лиц, соответствующих или способных соответствовать в результате дополнительной подготовки квалификационным требованиям по муниципальным должностям муниципальной службы, на которые формируется кадровый резерв (далее — резервная муниципальная должность), а также лица, прекратившие полномочия или уволенные с муниципальной службы в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или по сокращению штатов.

    1.4. Формирование кадрового резерва осуществляется в следующих целях:

    Совершенствования деятельности по для замещения муниципальных должностей муниципальной службы в аппарате мэрии (далее — муниципальные должности);

    Улучшения качественного состава муниципальных служащих аппарата мэрии;

    Своевременного удовлетворения потребности в кадрах аппарата мэрии города;

    Повышения мотивации граждан к поступлению на муниципальную службу.

    Работа с кадровым резервом проводится в целях:

    Повышения уровня мотивации муниципальных служащих к профессиональному росту;

    Улучшения результатов профессиональной деятельности муниципальных служащих;

    Повышения уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих;

    Сокращения муниципальных служащих при вступлении в должность.

    1.5. Принципы формирования кадрового резерва:

    Объективность (оценка профессиональных и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов для зачисления в кадровый резерв осуществляется коллегиально на основе объективных критериев оценки);

    Зачисление в кадровый резерв осуществляется в соответствии с личными способностями, уровнем профессиональной подготовки, результатами профессиональной деятельности и на основе равного подхода к кандидатам;

    Добровольность включения и нахождения в кадровом резерве;

    Гласность в формировании и работе с кадровым резервом.

    1.6. В аппарате мэрии города Е формируются следующие виды кадрового резерва:

    Перспективный кадровый резерв;

    Кадровый резерв на замещение муниципальных должностей;

    Кадровый резерв из числа лиц, прекративших полномочия и уволенных с муниципальной службы.

    1.7. В кадровый резерв включаются лица, не достигшие предельного возраста для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы в соответствии с законодательством.

    1.8. Кадровый резерв формируется ежегодно на основе результатов соответствующих отборочных мероприятий с учетом прогноза текущей и перспективной потребности в персонале мэрии города Е.

    1.9. Кадровый резерв оформляется в виде перечня лиц отдельно по каждому виду в соответствии с п. 1.6. настоящего Положения. Решение о дополнении кадрового резерва и исключении из него оформляется распоряжением мэрии города.

    1.10. Организационную, координирующую, методическую и контрольную функции по формированию и работе с резервом муниципальных служащих выполняет отдел по работе с кадрами и вопросам награждения управления муниципальной службы и организационного обеспечения деятельности мэрии города.

    1.11. В целях обеспечения контроля и учета, на специалистов, зачисленных в резерв муниципальной службы, оформляется «Карта специалиста резерва» (Приложение 3), которая хранится в отделе по работе с кадрами и вопросам награждения по правилам ведения и хранения документов, содержащих персональные данные работника.

    2. Порядок формирования и работы с перспективным кадровым резервом.

    2.1. Перспективный кадровый резерв формируется из числа студентов старших курсов образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее образовательные учреждения), обучающихся по специальности совпадающей со специализацией муниципальных должностей, и прошедших соответствующие отборочные мероприятия.

    2.2. Предварительный отбор кандидатов в перспективный кадровый резерв производится путем проведения специальных отборочных мероприятий.

    Виды и формы отборочных мероприятий определяются специалистами отдела по работе с кадрами и вопросам награждения управления муниципальной службы и организационного обеспечения деятельности мэрии.

    2.3. Структурные подразделения аппарата мэрии до 1 августа разрабатывают и представляют специалистам отдела по работе с кадрами и вопросам награждения план ознакомительной практики в соответствующем структурном подразделении кандидатов в перспективный кадровый резерв.

    Общий план работы с кандидатами в перспективный кадровый резерв разрабатывается специалистами отдела по работе с кадрами и вопросам награждения на каждый учебный год и утверждается руководителем аппарата мэрии города до 1 сентября текущего года. План включает в себя в обязательном порядке ознакомительные практики кандидатов в перспективный кадровый резерв в структурных подразделениях аппарата мэрии города.

    2.4. Отбор в состав перспективного кадрового резерва из числа кандидатов в него производится на основе отзывов руководителей ознакомительной практики кандидатов в перспективный кадровый резерв, а так же результатов конкурсных мероприятий плана работы с кандидатами в перспективный кадровый резерв. Отзыв руководителя ознакомительной практики кандидата в перспективный кадровый резерв должен содержать заключение о возможности или невозможности рекомендовать кандидата на включение в состав перспективного кадрового резерва.

    2.5. Состав перспективного кадрового резерва с распределением лиц, включенных в него, по структурным подразделениям аппарата мэрии города, утверждается постановлением мэрии города до 1 июня последующего после набора кандидатов года на основании представления специалистов отдела по работе с кадрами и вопросам награждения.

    2.6. Лица, включенные в состав перспективного кадрового резерва, могут быть зачислены в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей в порядке, установленном настоящим Положением.

    Включение в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей является основанием для исключения из перспективного кадрового резерва.

    2.8. Лица, включенные в состав перспективного кадрового резерва, при решении вопроса о назначении на муниципальную должность в результате проведения конкурса при прочих равных условиях имеют преимущество перед остальными конкурсантами, за исключением конкурсантов, входящих в иные виды кадрового резерва.

    3. Порядок формирования кадрового резерва

    на замещение муниципальных должностей.

    3.1. Кадровый резерв на замещение муниципальных должностей муниципальной службы в аппарате мэрии формируется из числа:

    Муниципальных служащих;

    Руководителей и специалистов городских предприятий и учреждений;

    Лиц, включенных в состав перспективного кадрового резерва;

    Лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы;

    Лиц, принимавших участие и не победивших в конкурсах на замещение вакантных муниципальных должностей, но показавших высокие результаты в ходе конкурсного отбора (далее — претенденты на замещение муниципальных должностей).

    3.2. В состав кадрового резерва на замещение муниципальных должностей могут быть включены лица, соответствующие квалификационным требованиям по резервной муниципальной должности, обладающие необходимыми деловыми и личностными качествами и показавшие высокие результаты в профессиональной деятельности.

    3.3. Из лиц, включенных в состав перспективного кадрового резерва, может формироваться кадровый резерв на замещение младших и старших муниципальных должностей соответствующей получаемой или полученной ими специальности.

    3.4. Формирование кадрового резерва на замещение муниципальных должностей включает в себя следующие этапы:

    Составление перечня муниципальных должностей, на которые формируется указанный кадровый резерв;

    Составление списка кандидатов в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей;

    Оценка и отбор в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей;

    Составление и утверждение списка лиц, включенных в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей.

    3.5. Перечень муниципальных должностей, на которые формируется кадровый резерв на замещение муниципальных должностей, составляется специалистами отдела по работе с кадрами и вопросам награждения.

    В обязательном порядке в мэрии города формируется кадровый резерв на замещение главных, ведущих и старших (за исключением советника и помощника мэра города) муниципальных должностей муниципальной службы.

    3.6. Составление списка кандидатов в кадровый резерв на замещение главных, ведущих и старших муниципальных должностей (далее — список кандидатов) осуществляется специалистами отдела по работе с кадрами и вопросам награждения, на основании предложений заместителей мэра города, руководителей структурных подразделений аппарата мэрии, рекомендаций аттестационных и конкурсных комиссий.

    На одну муниципальную должность может быть представлено не более трех кандидатов в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей из числа лиц, указанных в п. 3.1. настоящего Положения.

    Предложения для включения лица (лиц) в список кандидатов в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей направляются в отдел по работе с кадрами и вопросам награждения ежегодно до 1 мая текущего года с приложением необходимых сопроводительных документов (см. Приложения 1, 4).

    Ежегодно до 1 мая текущего года руководители структурных подразделений аппарата мэрии проводят анализ кадрового резерва муниципальных должностей в своем подразделении, дают оценку деятельности за минувший год каждого зачисленного в резерв, его готовности к замещению вакантной должности, принимают решение об оставлении его в составе резерва или об исключении. Одновременно рассматриваются новые кандидатуры для зачисления в кадровый резерв. Порядок пополнения резерва сохраняется тот же, что и при формировании.

    3.7. При отсутствии кандидатов или признании кандидатов на конкретную муниципальную должность не соответствующими требованиям, установленными настоящим Положением, кадровый резерв на замещение муниципальных должностей на эту муниципальную должность не формируется.

    3.8. Состав лиц, включенных в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей (согласно утвержденному перечню муниципальных должностей), утверждается постановлением мэрии города ежегодно до 1 июня текущего года, на основании представления отдела по работе с кадрами и вопросам награждения.

    3.9. Лица, включенные в состав кадрового резерва на замещение муниципальных должностей не текущий календарный год, могут включаться в кадровый резерв на замещение данной муниципальной должности и на последующие годы.

    3.10. Лица, включенные в состав кадрового резерва на замещение муниципальных должностей могут быть исключены в течение текущего года из его состава на следующих основаниях:

    При наложении дисциплинарного взыскания, на весь период его действия;

    При отказе от прохождения переподготовки (переквалификации) и (или) повышения квалификации;

    При привлечении к уголовной или административной ответственности;

    При выражении в личном заявлении желания об исключении из состава кадрового резерва на замещение муниципальных должностей;

    При отказе заместить соответствующую вакантную муниципальную должность.

    Решение об исключении лица из состава кадрового резерва на замещение муниципальной должности принимается мэром города по представлению специалистов отдела по работе с кадрами и вопросам награждения, согласованному с руководителем соответствующего структурного подразделения аппарата мэрии.

    3.11. Назначение на муниципальную должность лиц, включенных в кадровый резерв на замещение конкретной муниципальной должности, осуществляется в случае образования вакансии по данной муниципальной должности в соответствии с Регламентом мэрии города.

    3.12. При решении вопроса о назначении на муниципальную должность по результатам проведения конкурса, лица, состоящие в кадровом резерве на замещение данной муниципальной должности, при прочих равных условиях обладают преимуществом по отношению к другим конкурсантам.

    4. Порядок формирования кадрового резерва из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы.

    4.1. В кадровый резерв из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы, включаются:

    Лица, уволенные с муниципальной службы в связи с ликвидацией структурного подразделения аппарата мэрии города или по сокращению штатов (далее — сокращенные муниципальные служащие);

    Лица, замещавшие выборные муниципальные должности и прекратившие полномочия в связи с истечением установленного срока полномочий (далее — лица, замещавшие выборные муниципальные должности);

    Лица, замещавшие муниципальные должности муниципальной службы и прекратившие полномочия в связи с истечением установленного срока полномочий лиц, замещавших выборные муниципальные должности.

    4.2. Специалисты отдела по работе с кадрами и вопросам награждения в течение месяца со дня увольнения лиц, указанных в п. 4.1 настоящего Положения, формируют список лиц, включенных в кадровый резерв из числа муниципальных служащих, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы, и направляет его на утверждение мэру города.

    4.3. Правовое положение муниципальных служащих, указанных в п. 4.1. настоящего Положения, определяется в соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе и нормативно-правовыми актами мэрии города.

    4.4. Муниципальные служащие, включенные в состав кадрового резерва из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы, находятся в кадровом резерве до поступления вновь на муниципальную службу в мэрию города, но не более одного года.

    4.5. Муниципальные служащие, указанные в п. 4.1 настоящего Положения, включаются в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей в порядке, установленном данным Положением. Включение их в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей является основанием для исключения из кадрового резерва из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы.

    4.6. Лица, включенные в состав кадрового резерва из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы, при решении вопроса о назначении на муниципальную должность по результатам проведения конкурса при прочих равных условиях имеют преимущество перед другими конкурсантами, за исключением лиц, находящихся в кадровом резерве на замещение муниципальных должностей.

    5. Организация работы с кадровым резервом

    5.1. Теоретическая и практическая подготовка лиц, включенных в кадровый резерв, является составной частью сложившейся в мэрии города системы подготовки и переподготовки кадров и предусматривается при формировании бюджета города.

    5.2. Подготовка лиц, зачисленных в кадровый резерв, производится по индивидуальному плану (Приложение № 4), в котором должны быть предусмотрены конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение лицом, зачисленным в резерв, необходимых теоретических и практических знаний, более глубокое освоение им характера будущей работы, выработку организаторских навыков руководства.

    В индивидуальном плане подготовки (Приложение № 4) лиц, зачисленных в кадровый резерв, могут быть использованы такие формы работы, как:

    Обучение основам, современным методам и приемам организации управления, экономики и законодательства;

    Решение отдельных вопросов по профилю должности;

    Исполнение обязанностей по должности, на которую состоит в резерве;

    Участие в работе конференций, совещаний, семинаров, рабочих групп, оргкомитетов с целью ознакомления с новейшими достижениями по областям знаний, и получения практических навыков в соответствии со специализацией муниципальной должности, на которую состоит в резерве.

    5.3. Муниципальные служащие, зачисленные в кадровый резерв на замещение муниципальной должности, имеют право на первоочередное направление на повышение квалификации и переподготовку за счет средств бюджета.

    5.4. Заместители мэра города, руководитель аппарата мэрии, руководители структурных подразделений аппарата мэрии осуществляют руководство индивидуальной подготовкой кандидатов, зачисленных в кадровый резерв.

    Руководители структурных подразделений аппарата мэрии составляют для лиц, включенных в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей своего подразделения, индивидуальные планы подготовки (Приложение № 4), контролируют их исполнение, делают ежегодно заключение о возможности или невозможности рекомендовать кандидата на замещение вакантной муниципальной должности.

    5.5. Отдел по работе с кадрами и вопросам награждения управления муниципальной службы и организационного обеспечения деятельности мэрии:

    Организует изучение федеральных законов, нормативно-правовых актов вышестоящих органов, постановлений мэрии города лицами, зачисленными в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей,

    Контролирует наличие у них индивидуального плана подготовки,

    Готовит, в случае необходимости, проекты распоряжений мэрии города о направлении муниципальных служащих на подготовку (переподготовку), повышение квалификации,

    Вносит предложения по совершенствованию работы с кадровым резервом.

    5.6. Общее руководство работой с кадровым резервом осуществляет руководитель аппарата мэрии, который несет полную ответственность за формирование и подготовку резерва; ставит задачи перед руководителями структурных подразделений аппарата мэрии по организации работы с резервом и осуществляет через отдел по работе с кадрами и вопросам награждения контроль за их исполнением; заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений аппарата мэрии о работе с резервом, оценивает ее состояние и эффективность.

    6. Порядок участия лиц, находящихся в кадровом резерве на замещение муниципальных должностей, в замещении должностей муниципальной службы

    6.1. Лица, включенные в резерв на замещение муниципальных должностей, имеют преимущество при приеме на вакантную муниципальную должность в случае, если они к моменту замещения должности обладают необходимыми профессиональными и иными качествами, определенными для данной муниципальной должности. Прием на работу осуществляется согласно действующему законодательству.

    6.2. Лица, включенные в кадровый резерв, имеют право подать заявление для участия в конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы мэрии города при отсутствии ограничений, предусмотренных Положением о проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в мэрии города.

    Приложение № 1

    Утверждаю

    __________________________________

    «_____» _________________ 200 г.

    список резерва

    ___________________________________________________________________

    (структурное подразделение)


    Наименование штатной должности
    Ф.И.О. кандидата на замещение должности
    Дата рождения
    Образование (какое учебное заведение и в каком году окончил, специальность)
    Место работы, должность и дата назначения

    Приложение № 2

    к Положению «О порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в мэрии г. Е»

    п/п
    Критерий
    Признак
    Уровень
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    Знания, опыт
    Профессиональные знания

    Опыт работы

    Навыки решения типовых задач

    Дополнительные знания и навыки (прохождение обучения на курсах, участие в семинарах, наличие других профессий и специальностей)

    Знание нормативной базы, стандартов работы

    2
    Мышление
    Способность выделять главное

    Адекватность

    Нестандартность

    3
    Принятие решений
    Быстрота принятия решений

    Самостоятельность

    Обоснованность

    4
    Информационные связи, контакты
    Использование знаний специалистов

    Коммуникабельность

    Умение использовать информационные источники

    5
    Персональные характеристики
    Эффективность труда

    Лояльность к организации

    Целеустремленность

    Корректность поведения

    1. не имеет достаточных знаний (навыков, способностей) и не стремится их приобрести;

    2. имеет не очень глубокие знания (навыки, способности);

    3. имеет достаточные знания (навыки, способности);

    4. обладает хорошими знаниями (навыками, способностями);

    5. обладает глубокими знаниями (навыками, способностями), по многим вопросам может дать исчерпывающую консультацию.

    Отметить значком (Ö) ячейку в соответствии с уровнем кандидата.

    Приложение № 3

    к Положению «О порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в мэрии г. Е»

    (структурное подразделение)

    Карта специалиста резерва
    Должность резерва

    I. Анкетные данные

    (заполняет специалист отдела кадров)

    1.1. Фамилия
    Имя
    Отчество
    1.2. Дата рождения
    1.3. Образование

    _____________________________________________________________________

    (специальность по образованию, наименование учебного заведения, год окончания)

    ____________________________________________________________ _____________________________________________
    1.4. Замещаемая должность
    1.5. Дата включения в резерв
    1.6. Должности, замещаемые за время работы в аппарате мэрии

    Начало
    работы
    Окончание работы
    Должность

    III. Подготовка

    (заполняет руководитель специалиста)

    3.1. Теоретическая подготовка

    Образовательное учреждение
    Наименование курса обучения
    Сроки обучения

    3.2. Практическая подготовка

    Наименование этапов подготовки
    Срок
    Отметка руководителя о прохождении
    Начала
    окончания

    ____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

    (краткие сведения об итогах подготовки)

    Руководитель

    подразделения ___________________

    (дата, подпись)

    IV. Заключение
    (ежегодно заполняет руководитель специалиста)

    Приложение № 4

    к Положению «О порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в мэрии г. Е»

    УТВЕРЖДАЮ

    ___________________________________

    (руководитель структурного подразделения)

    «____»_____________ 200__г.

    Индивидуальный план подготовки

    зачисленного в 200__г. в резерв на должность:

    (наименование должности)

    Руководитель подразделения __________________

    (дата, подпись)

    ОЗНАКОМЛЕН ___________________

    1. Общие положения

    1.1. Положение о порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в мэрии г. Е (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", законом области "О муниципальной службе в Вологодской области".

    1.2. Настоящее Положение определяет порядок формирования резерва муниципальной службы в мэрии г. Е и порядок работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы.

    1.3. Резерв муниципальной службы (далее - кадровый резерв) представляет собой перечень лиц, соответствующих или способных соответствовать в результате дополнительной подготовки квалификационным требованиям по муниципальным должностям муниципальной службы, на которые формируется кадровый резерв (далее - резервная муниципальная должность), а также лица, прекратившие полномочия или уволенные с муниципальной службы в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или по сокращению штатов.

    1.4. Формирование кадрового резерва осуществляется в следующих целях:

    Совершенствования деятельности по подбору и расстановке кадров для замещения муниципальных должностей муниципальной службы в аппарате мэрии (далее - муниципальные должности);

    Улучшения качественного состава муниципальных служащих аппарата мэрии;

    Своевременного удовлетворения потребности в кадрах аппарата мэрии города;

    Повышения мотивации граждан к поступлению на муниципальную службу.

    Работа с кадровым резервом проводится в целях:

    Повышения уровня мотивации муниципальных служащих к профессиональному росту;

    Улучшения результатов профессиональной деятельности муниципальных служащих;

    Повышения уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих;

    Сокращения периода адаптации муниципальных служащих при вступлении в должность.

    1.5. Принципы формирования кадрового резерва:

    Объективность (оценка профессиональных и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов для зачисления в кадровый резерв осуществляется коллегиально на основе объективных критериев оценки);

    Зачисление в кадровый резерв осуществляется в соответствии с личными способностями, уровнем профессиональной подготовки, результатами профессиональной деятельности и на основе равного подхода к кандидатам;

    Добровольность включения и нахождения в кадровом резерве;

    Гласность в формировании и работе с кадровым резервом.

    1.6. В аппарате мэрии города Е формируются следующие виды кадрового резерва:

    Перспективный кадровый резерв;

    Кадровый резерв на замещение муниципальных должностей;

    Кадровый резерв из числа лиц, прекративших полномочия и уволенных с муниципальной службы.

    1.7. В кадровый резерв включаются лица, не достигшие предельного возраста для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы в соответствии с законодательством.

    1.8. Кадровый резерв формируется ежегодно на основе результатов соответствующих отборочных мероприятий с учетом прогноза текущей и перспективной потребности в персонале мэрии города Е.

    1.9. Кадровый резерв оформляется в виде перечня лиц отдельно по каждому виду в соответствии с п. 1.6. настоящего Положения. Решение о дополнении кадрового резерва и исключении из него оформляется распоряжением мэрии города.

    1.10. Организационную, координирующую, методическую и контрольную функции по формированию и работе с резервом муниципальных служащих выполняет отдел по работе с кадрами и вопросам награждения управления муниципальной службы и организационного обеспечения деятельности мэрии города.

    1.11. В целях обеспечения контроля и учета, на специалистов, зачисленных в резерв муниципальной службы, оформляется "Карта специалиста резерва" (Приложение 3), которая хранится в отделе по работе с кадрами и вопросам награждения по правилам ведения и хранения документов, содержащих персональные данные работника.

    2. Порядок формирования и работы с перспективным кадровым резервом.

    2.1. Перспективный кадровый резерв формируется из числа студентов старших курсов образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее образовательные учреждения), обучающихся по специальности совпадающей со специализацией муниципальных должностей, и прошедших соответствующие отборочные мероприятия.

    2.2. Предварительный отбор кандидатов в перспективный кадровый резерв производится путем проведения специальных отборочных мероприятий.

    Виды и формы отборочных мероприятий определяются специалистами отдела по работе с кадрами и вопросам награждения управления муниципальной службы и организационного обеспечения деятельности мэрии.

    2.3. Структурные подразделения аппарата мэрии до 1 августа разрабатывают и представляют специалистам отдела по работе с кадрами и вопросам награждения план ознакомительной практики в соответствующем структурном подразделении кандидатов в перспективный кадровый резерв.

    Общий план работы с кандидатами в перспективный кадровый резерв разрабатывается специалистами отдела по работе с кадрами и вопросам награждения на каждый учебный год и утверждается руководителем аппарата мэрии города до 1 сентября текущего года. План включает в себя в обязательном порядке ознакомительные практики кандидатов в перспективный кадровый резерв в структурных подразделениях аппарата мэрии города.

    2.4. Отбор в состав перспективного кадрового резерва из числа кандидатов в него производится на основе отзывов руководителей ознакомительной практики кандидатов в перспективный кадровый резерв, а так же результатов конкурсных мероприятий плана работы с кандидатами в перспективный кадровый резерв. Отзыв руководителя ознакомительной практики кандидата в перспективный кадровый резерв должен содержать заключение о возможности или невозможности рекомендовать кандидата на включение в состав перспективного кадрового резерва.

    2.5. Состав перспективного кадрового резерва с распределением лиц, включенных в него, по структурным подразделениям аппарата мэрии города, утверждается постановлением мэрии города до 1 июня последующего после набора кандидатов года на основании представления специалистов отдела по работе с кадрами и вопросам награждения.

    2.6. Лица, включенные в состав перспективного кадрового резерва, могут быть зачислены в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей в порядке, установленном настоящим Положением.

    Включение в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей является основанием для исключения из перспективного кадрового резерва.

    2.8. Лица, включенные в состав перспективного кадрового резерва, при решении вопроса о назначении на муниципальную должность в результате проведения конкурса при прочих равных условиях имеют преимущество перед остальными конкурсантами, за исключением конкурсантов, входящих в иные виды кадрового резерва.

    3. Порядок формирования кадрового резерва

    на замещение муниципальных должностей.

    3.1. Кадровый резерв на замещение муниципальных должностей муниципальной службы в аппарате мэрии формируется из числа:

    Муниципальных служащих;

    Руководителей и специалистов городских предприятий и учреждений;

    Лиц, включенных в состав перспективного кадрового резерва;

    Лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы;

    Лиц, принимавших участие и не победивших в конкурсах на замещение вакантных муниципальных должностей, но показавших высокие результаты в ходе конкурсного отбора (далее - претенденты на замещение муниципальных должностей).

    3.2. В состав кадрового резерва на замещение муниципальных должностей могут быть включены лица, соответствующие квалификационным требованиям по резервной муниципальной должности, обладающие необходимыми деловыми и личностными качествами и показавшие высокие результаты в профессиональной деятельности.

    3.3. Из лиц, включенных в состав перспективного кадрового резерва, может формироваться кадровый резерв на замещение младших и старших муниципальных должностей соответствующей получаемой или полученной ими специальности.

    3.4. Формирование кадрового резерва на замещение муниципальных должностей включает в себя следующие этапы:

    Составление перечня муниципальных должностей, на которые формируется указанный кадровый резерв;

    Составление списка кандидатов в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей;

    Оценка и отбор в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей;

    Составление и утверждение списка лиц, включенных в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей.

    3.5. Перечень муниципальных должностей, на которые формируется кадровый резерв на замещение муниципальных должностей, составляется специалистами отдела по работе с кадрами и вопросам награждения.

    В обязательном порядке в мэрии города формируется кадровый резерв на замещение главных, ведущих и старших (за исключением советника и помощника мэра города) муниципальных должностей муниципальной службы.

    3.6. Составление списка кандидатов в кадровый резерв на замещение главных, ведущих и старших муниципальных должностей (далее - список кандидатов) осуществляется специалистами отдела по работе с кадрами и вопросам награждения, на основании предложений заместителей мэра города, руководителей структурных подразделений аппарата мэрии, рекомендаций аттестационных и конкурсных комиссий.

    На одну муниципальную должность может быть представлено не более трех кандидатов в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей из числа лиц, указанных в п. 3.1. настоящего Положения.

    Предложения для включения лица (лиц) в список кандидатов в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей направляются в отдел по работе с кадрами и вопросам награждения ежегодно до 1 мая текущего года с приложением необходимых сопроводительных документов (см. Приложения 1, 4).

    Ежегодно до 1 мая текущего года руководители структурных подразделений аппарата мэрии проводят анализ кадрового резерва муниципальных должностей в своем подразделении, дают оценку деятельности за минувший год каждого зачисленного в резерв, его готовности к замещению вакантной должности, принимают решение об оставлении его в составе резерва или об исключении. Одновременно рассматриваются новые кандидатуры для зачисления в кадровый резерв. Порядок пополнения резерва сохраняется тот же, что и при формировании.

    3.7. При отсутствии кандидатов или признании кандидатов на конкретную муниципальную должность не соответствующими требованиям, установленными настоящим Положением, кадровый резерв на замещение муниципальных должностей на эту муниципальную должность не формируется.

    3.8. Состав лиц, включенных в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей (согласно утвержденному перечню муниципальных должностей), утверждается постановлением мэрии города ежегодно до 1 июня текущего года, на основании представления отдела по работе с кадрами и вопросам награждения.

    3.9. Лица, включенные в состав кадрового резерва на замещение муниципальных должностей не текущий календарный год, могут включаться в кадровый резерв на замещение данной муниципальной должности и на последующие годы.

    3.10. Лица, включенные в состав кадрового резерва на замещение муниципальных должностей могут быть исключены в течение текущего года из его состава на следующих основаниях:

    При наложении дисциплинарного взыскания, на весь период его действия;

    При отказе от прохождения переподготовки (переквалификации) и (или) повышения квалификации;

    При привлечении к уголовной или административной ответственности;

    При выражении в личном заявлении желания об исключении из состава кадрового резерва на замещение муниципальных должностей;

    При отказе заместить соответствующую вакантную муниципальную должность.

    Решение об исключении лица из состава кадрового резерва на замещение муниципальной должности принимается мэром города по представлению специалистов отдела по работе с кадрами и вопросам награждения, согласованному с руководителем соответствующего структурного подразделения аппарата мэрии.

    3.11. Назначение на муниципальную должность лиц, включенных в кадровый резерв на замещение конкретной муниципальной должности, осуществляется в случае образования вакансии по данной муниципальной должности в соответствии с Регламентом мэрии города.

    3.12. При решении вопроса о назначении на муниципальную должность по результатам проведения конкурса, лица, состоящие в кадровом резерве на замещение данной муниципальной должности, при прочих равных условиях обладают преимуществом по отношению к другим конкурсантам.

    4. Порядок формирования кадрового резерва из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы.

    4.1. В кадровый резерв из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы, включаются:

    Лица, уволенные с муниципальной службы в связи с ликвидацией структурного подразделения аппарата мэрии города или по сокращению штатов (далее - сокращенные муниципальные служащие);

    Лица, замещавшие выборные муниципальные должности и прекратившие полномочия в связи с истечением установленного срока полномочий (далее - лица, замещавшие выборные муниципальные должности);

    Лица, замещавшие муниципальные должности муниципальной службы и прекратившие полномочия в связи с истечением установленного срока полномочий лиц, замещавших выборные муниципальные должности.

    4.2. Специалисты отдела по работе с кадрами и вопросам награждения в течение месяца со дня увольнения лиц, указанных в п. 4.1 настоящего Положения, формируют список лиц, включенных в кадровый резерв из числа муниципальных служащих, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы, и направляет его на утверждение мэру города.

    4.3. Правовое положение муниципальных служащих, указанных в п. 4.1. настоящего Положения, определяется в соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе и нормативно-правовыми актами мэрии города.

    4.4. Муниципальные служащие, включенные в состав кадрового резерва из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы, находятся в кадровом резерве до поступления вновь на муниципальную службу в мэрию города, но не более одного года.

    4.5. Муниципальные служащие, указанные в п. 4.1 настоящего Положения, включаются в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей в порядке, установленном данным Положением. Включение их в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей является основанием для исключения из кадрового резерва из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы.

    4.6. Лица, включенные в состав кадрового резерва из числа лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы, при решении вопроса о назначении на муниципальную должность по результатам проведения конкурса при прочих равных условиях имеют преимущество перед другими конкурсантами, за исключением лиц, находящихся в кадровом резерве на замещение муниципальных должностей.

    5. Организация работы с кадровым резервом

    5.1. Теоретическая и практическая подготовка лиц, включенных в кадровый резерв, является составной частью сложившейся в мэрии города системы подготовки и переподготовки кадров и предусматривается при формировании бюджета города.

    5.2. Подготовка лиц, зачисленных в кадровый резерв, производится по индивидуальному плану (Приложение № 4), в котором должны быть предусмотрены конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение лицом, зачисленным в резерв, необходимых теоретических и практических знаний, более глубокое освоение им характера будущей работы, выработку организаторских навыков руководства.

    В индивидуальном плане подготовки (Приложение № 4) лиц, зачисленных в кадровый резерв, могут быть использованы такие формы работы, как:

    Обучение основам, современным методам и приемам организации управления, экономики и законодательства;

    Решение отдельных вопросов по профилю должности;

    Исполнение обязанностей по должности, на которую состоит в резерве;

    Участие в работе конференций, совещаний, семинаров, рабочих групп, оргкомитетов с целью ознакомления с новейшими достижениями по областям знаний, и получения практических навыков в соответствии со специализацией муниципальной должности, на которую состоит в резерве.

    5.3. Муниципальные служащие, зачисленные в кадровый резерв на замещение муниципальной должности, имеют право на первоочередное направление на повышение квалификации и переподготовку за счет средств бюджета.

    5.4. Заместители мэра города, руководитель аппарата мэрии, руководители структурных подразделений аппарата мэрии осуществляют руководство индивидуальной подготовкой кандидатов, зачисленных в кадровый резерв.

    Руководители структурных подразделений аппарата мэрии составляют для лиц, включенных в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей своего подразделения, индивидуальные планы подготовки (Приложение № 4), контролируют их исполнение, делают ежегодно заключение о возможности или невозможности рекомендовать кандидата на замещение вакантной муниципальной должности.

    5.5. Отдел по работе с кадрами и вопросам награждения управления муниципальной службы и организационного обеспечения деятельности мэрии:

    Организует изучение федеральных законов, нормативно-правовых актов вышестоящих органов, постановлений мэрии города лицами, зачисленными в кадровый резерв на замещение муниципальных должностей,

    Контролирует наличие у них индивидуального плана подготовки,

    Готовит, в случае необходимости, проекты распоряжений мэрии города о направлении муниципальных служащих на подготовку (переподготовку), повышение квалификации,

    Вносит предложения по совершенствованию работы с кадровым резервом.

    5.6. Общее руководство работой с кадровым резервом осуществляет руководитель аппарата мэрии, который несет полную ответственность за формирование и подготовку резерва; ставит задачи перед руководителями структурных подразделений аппарата мэрии по организации работы с резервом и осуществляет через отдел по работе с кадрами и вопросам награждения контроль за их исполнением; заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений аппарата мэрии о работе с резервом, оценивает ее состояние и эффективность.

    6. Порядок участия лиц, находящихся в кадровом резерве на замещение муниципальных должностей, в замещении должностей муниципальной службы

    6.1. Лица, включенные в резерв на замещение муниципальных должностей, имеют преимущество при приеме на вакантную муниципальную должность в случае, если они к моменту замещения должности обладают необходимыми профессиональными и иными качествами, определенными для данной муниципальной должности. Прием на работу осуществляется согласно действующему законодательству.

    6.2. Лица, включенные в кадровый резерв, имеют право подать заявление для участия в конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы мэрии города при отсутствии ограничений, предусмотренных Положением о проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в мэрии города.

    Приложение № 1

    Утверждаю

    __________________________________

    (руководитель структурного подразделения)

    "_____" _________________ 200 г.

    список резерва

    ___________________________________________________________________

    (структурное подразделение)

    Приложение № 2

    к Положению "О порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в мэрии г. Е"

    КАРТА
    рекомендуемых критериев оценки кандидата на должность в резерв

    Критерий

    Знания, опыт

    Профессиональные знания

    Опыт работы

    Навыки решения типовых задач

    Дополнительные знания и навыки (прохождение обучения на курсах, участие в семинарах, наличие других профессий и специальностей)

    Знание нормативной базы, стандартов работы

    Мышление

    Способность выделять главное

    Адекватность

    Нестандартность

    Принятие решений

    Быстрота принятия решений

    Самостоятельность

    Обоснованность

    Информационные связи, контакты

    Использование знаний специалистов

    Коммуникабельность

    Умение использовать информационные источники

    Персональные характеристики

    Эффективность труда

    Лояльность к организации

    Целеустремленность

    Корректность поведения

    Профессиональная ответственность

    1. не имеет достаточных знаний (навыков, способностей) и не стремится их приобрести;

    2. имеет не очень глубокие знания (навыки, способности);

    3. имеет достаточные знания (навыки, способности);

    4. обладает хорошими знаниями (навыками, способностями);

    5. обладает глубокими знаниями (навыками, способностями), по многим вопросам может дать исчерпывающую консультацию.

    Отметить значком (Ö ) ячейку в соответствии с уровнем кандидата.

    Приложение № 3

    к Положению "О порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в мэрии г. Е"

    (структурное подразделение)

    Успешная организация, планирующая освоение новых рынков, повышение доли рынка, продвижение новых товаров или услуг осознает, что ее основной капитал — сотрудники, а наличие подготовленного персонала — это инвестиция в будущее развитие.

    Успешная работа в данном направлении возможна при наличии четко выстроенной стратегии развития организации, куда включена и система работы с персоналом.

    Одним из основополагающих документов, определяющих развитие персонала, является положение о кадровом резерве на предприятии. Расскажем в статье о структуре документа, а также о разделах, которые рекомендуются к включению в содержание документа.

    Зачем нужно положение о кадровом резерве

    В любой организации в силу различных причин образовываются вакансии, и задачей HR-службы организации является своевременное их заполнение.

    Решая данную задачу, специалист по персоналу может пойти двумя путями:

    1. Заполнить образовавшиеся вакансии специалистами, найденными из внешних ресурсов.
    2. Подобрать специалистов из состава персонала учреждения.

    Второй путь возможен при наличии в организации запаса специалистов, готовых занять должность.

    Второй вариант ответа на поставленный вопрос предполагает формирование в компании квалифицированного запаса сотрудников. Положение, структуру формирования которого приведем далее, поможет HR-специалисту разработать документ с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

    Образец положения о кадровом резерве предприятия

    Пример положения о кадровом резерве

    Положение о работе с кадровым резервом является ключевым документом, который применяется при его формировании и работе с персоналом по этому направлению.

    Документ отражает целый ряд вопросов организации работы компании. Пример положения, структуру которого рассмотрим далее, включает такие направления деятельности, как порядок формирования, обновления, включения и исключения, подготовку персонала.

    1. Общие положения.

    Раздел описывает имеющиеся цели и задачи формирования, к примеру:

    • преемственность при управлении учреждением;
    • заполнение образующихся вакансий в короткие сроки;
    • оптимальное использование потенциала работников;
    • карьерный рост;
    • улучшение качества управления.

    Задачи могут состоять в следующем:

    • выявление сотрудников с высоким потенциалом;
    • планирование развития карьеры;
    • сокращение периода адаптации новичков в должности;
    • создание системы развития претендентов на базе разработанных планов индивидуального развития;
    • повышение лояльности сотрудников;
    • недопущение потери перспективных работников.

    2. Структура.

    Данный раздел описывает состав резерва, который может состоять из различных групп должностей:

    • топ-менеджмент;
    • руководители среднего звена;
    • специалисты.

    Структура также определяет группы готовности к замещению должностей:

    • немедленно;
    • через год.

    3. Порядок и условия включения в кадровый резерв.

    Раздел включает разъяснение процедур формирования, а также устанавливает, каким образом учитываются результаты оценки кандидатов, их аттестации, описывает показатели, по которым зачисляются кандидаты. Отбирая сотрудников для включения, нужно принимать к сведению не только общие требования к должностям, но и конкретные профессиональные, а также личностные их характеристики.

    4. Порядок работы конкурсной комиссии по формированию и организации подготовки кадрового резерва.

    Раздел устанавливает не только цели и задачи, но и состав, полномочия, алгоритм принятия решения.

    Целями комиссии могут быть:

    • содействие своевременному формированию;
    • объективность при принятии решений.
    • обеспечить формирование;
    • сформировать в строгом соответствии с технологией работы по его созданию.

    В данной части устанавливаются принципы формирования состава комиссии, определяется ее председатель.

    Полномочия комиссии также включены в эту часть и могут выразиться в следующих рекомендациях:

    • зачислить;
    • рекомендовать дополнительное обучение;
    • исключить из кандидатов для вступления.

    Раздел описывает процедуру принятия решения, устанавливает правила голосования, а также процедуру принятия окончательного решения.

    5. Оценка кандидатов для включения в кадровый резерв.

    Оценка претендентов проводится конкурсной комиссией.

    Основаниями для оценки могут быть:

    • характеристика руководителя, у которого сотрудник работает;
    • представление руководителя, возглавляющего подразделение, из перечня должностей которого формируется запас;
    • оценочный лист сотрудника;
    • данные о его самооценке.

    6. Подготовка (обучение) кадрового резерва.

    Раздел Положения устанавливает правила работы по подготовке и обучению резервистов. Определяет виды обучающих программ, сроки учебы, ее бюджет, устанавливает параметры оценки результатов обучения.

    Можно установить следующие виды программ:

    • теоретическая, содержащая общую часть;
    • специальная;
    • индивидуальная.

    Сроки обучения могут быть различными.

    7. Оценка работников, состоящих в кадровом резерве.

    Оценка сотрудников проводится по окончании их обучения по показателям выполнения плана обучения, плана развития.

    8. Исключение из кадрового резерва.

    Раздел Положения описывает случаи исключения, которые могут быть следующими:

    • назначение на должность в порядке карьерного роста;
    • решение о несоответствии должности, принятое по результатам аттестации;
    • сокращение должности, на замещение которой сотрудник претендовал;
    • личное заявление;
    • увольнение с работы.

    В этой же части предусматривается издание распорядительного документа организации, которым работник исключается из состава, а также порядок уведомления лица об исключении.

    9. Назначение на должность.

    Раздел Положения предусматривает алгоритм назначения на должность. Может содержать оценку его непосредственного руководителя, наставника, курирующего обучение и развитие, оценку предполагаемого в будущем руководителя.

    По результатам анализа вышеуказанных составляющих сотрудник:

    • назначается на должность при успешности достигнутых показателей;
    • получает отказ в назначении (в этом случае возможна замена кандидата на должность или рекомендация продлить срок подготовки).

    10. Заключительное положение.

    Заключительная часть содержит информацию, к примеру, о гласности и открытости рассмотрения вопросов включения, о графике приема кандидатов по вопросам включения, о расходах, связанных с мероприятиями по организации работы.

    Положение о кадровом резерве на муниципальной службе

    Такие документы, например положение о кадровом резерве судей или других государственных органов, имеют отличительную черту. Порядок формирования как в органах государственной власти, так и в муниципальных органах установлен действующим законодательством. Так, законом о муниципальной службе № 25-ФЗ от 02.03.2007 предусмотрена необходимость создания кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы. Документ утверждается муниципальным правовым актом. Навыки, которые требуется иметь, определяются потребностями конкретного муниципального органа.

    Предлагаю в копилку примерное положение о кадровом резерве компании малого или среднего бизнеса.
    Положение является частью нормативной базы, регламентирующей процессы обучения и развития персонала в компании, и содержит ссылки на другие локальные нормативные документы. Для эффективной работы данного положения также необходимо иметь в наличии пакет шаблонов (приложений).
    По желанию заказчика адаптирую данный документ под требования вашей компании, включая разработку шаблонов по работе с кадровым резервом (приложений к положению).
    Также в качестве отдельного проекта разработаю нормативную базу вашей компании по процессам обучения и развития, включая процессы оценки.

    УТВЕРЖДАЮ

    Генеральный директор

    компании ХХХ

    И.О. Фамилия

    «____»____________201___ г.

    Положение о кадровом резерве компании «ХХХ»

    I. Общие положения.

    II. Этапы подготовки кадрового резерва.

    III. Подготовка участников программы кадрового резерва.

    IV. Оценка уровня подготовки резервистов.

    I. Общие положения

    2. Целью подготовки кадрового резерва является:

    • плановое и внеплановое замещение ключевых, в т.ч. управленческих, должностей;
    • реализация обеспеченности компании персоналом для реализации ее стратегии;
    • обеспечение непрерывности производственного процесса.

    3. Владельцем бизнес-процесса подготовки кадрового резерва является учебный центр компании. Ключевыми участниками процесса являются руководители подразделений и сотрудники, участвующие в программе подготовки кадрового резерва (резервисты).

    4. При подготовке резервистов учебный центр использует следующие методы подготовки без отрыва от основной производственной деятельности.

    • Обучение в учебном центре - получение теоретических знаний по целевой должности в учебном центре компании.
    • Подготовка на рабочем месте - получение практических навыков по целевой должности на рабочем месте под руководством наставника.
    • Развивающие поручения - решение рабочих задач, направленных на развитие профессиональных и личностных компетенций сотрудника в рамках целевой должности.
    • Участие в проектах - формирование проектных групп из числа резервистов и других сотрудников для достижения производственных целей по целевой должности.
    • Временное замещение - временное исполнение должностных обязанностей коллеги/ вышестоящего руководителя.
    • Самоподготовка - самостоятельное получение знаний по целевой должности в соответствии с программой обшей или индивидуальной подготовки резервиста.

    5. При итоговой оценке участников программы кадрового резерва учебный центр использует методы оценки, указанные в разделе II п.4 Положения об оценке.

    6. Учебный центр осуществляет регулярное информирование о ходе программы подготовки кадрового резерва посредством размещения информации на корпоративном портале.

    II . Этапы подготовки кадрового резерва

    Учебный центр организует и осуществляет подготовку кадрового резерва по следующим этапам.

    1.Определение целевых должностей для подготовки резерва.

    2. Планирование оптимальной численности резервистов под каждую позицию.

    3. Создание карточек целевых должностей.

    4. Отбор кандидатов в кадровый резерв.

    5. Оценка кандидатов в кадровый резерв.

    6. Закрепление наставника.

    7. Подготовка участников программы кадрового резерва.

    8. Мониторинг эффективности подготовки резервистов.

    9. Оценка уровня подготовки резервистов.

    10. Подведение итогов программы подготовки резервистов.

    11. Планирование дальнейшей работы с кадровым резервом.

    12. Удержание перспективных сотрудников.

    1. Определение целевых должностей для подготовки резерва

    В перечень целевых должностей для подготовки кадрового резерва входят все вакантные позиции, возникающие по разным основаниям (например, декретный отпуск, предстоящее увольнение, создание новых подразделений, введение нового функционала).

    Перечень целевых должностей для подготовки резерва на текущий год утверждается руководством компании.

    При определении целевых должностей для подготовки резерва применяется Матрица назначений на должность.

    2. Планирование оптимальной численности резервистов под каждую позицию

    Для каждой целевой должности должно быть подготовлено не менее 2-х резервистов.

    3. Создание карточек целевых должностей

    В случае отсутствия карточки целевой должности карточка должности (Приложение 1 к Положению о внутреннем обучении) должна быть разработана руководителем подразделения, для которого осуществляется подготовка по программе кадрового резерва.

    4. Отбор кандидатов в кадровый резерв

    Выдвижение кандидатов в кадровый резерв проводится тремя способами:

    1) выдвижение сотрудника его непосредственным руководителем;

    2) выдвижение сотрудника руководством компании, директором по персоналу, учебным центром;

    3) самовыдвижение сотрудника.

    Отбор проводится в 2 этапа:

    1) предварительный отбор - отбор по соответствию формальным требованиям;

    2) основной отбор - оценка кандидатов.

    Цель предварительного отбора - оценить формальное соответствие кандидата требованиям для зачисления в кадровый резерв.

    Требования для зачисления в кадровый резерв:

    • Возраст кандидата в резерв - не менее 25 лет.
    • Стаж работы в компании - не менее 1 года.
    • Отсутствие дисциплинарных взысканий за время работы.
    • Результат прохождения оценки по итогам испытательного срока и/ или плановой оценки на текущей должности - не менее 4 баллов (80%).
    • Высокая результативность работы сотрудника за период (предыдущий + текущий год) на текущей должности - не менее 4 баллов (80%).
    • Наличие профессиональных достижений (предыдущий + текущий год) на текущей должности.

    5. Оценка кандидатов в кадровый резерв

    Цель основного отбора - оценить потенциал (профессиональные и личностные качества) кандидата в соответствии с карточкой должности для каждой позиции.

    Учебный центр организует процедуру плановой оценки для сотрудников, чьи кандидатуры прошли предварительный отбор на зачисление в кадровый резерв, в соответствии с Положением об оценке.

    Результаты предварительного и итогового отбора кандидатов в кадровый резерв оформляются в карточке отбора в кадровый резерв (Приложение 1).

    В результате данного этапа формируется итоговый список участников программы кадрового резерва.

    6. Закрепление наставника

    За каждым участником программы подготовки кадрового резерва закрепляется наставник из числа более опытных коллег или вышестоящих руководителей. Работа наставников регулируется Положением о наставничестве.

    7. Подготовка участников программы кадрового резерва

    Целью подготовки участников программы кадрового резерва (см. раздел III настоящего Положения) является повышение их профессиональных и личностных компетенций для успешной работы по целевой должности. Учебный центр совместно с руководителями подразделений разрабатывает следующие программы обучения и развития участников программы кадрового резерва.

    • Разработка общей программы подготовки резервистов (Приложение 2 форма 2). Цель: получение и развитие знаний, умений, навыков, компетенций, применимых для всех целевых должностей.
    • Разработка индивидуального плана обучения и развития для каждого резервиста (Приложение 2 формы 3-5). Цель: подготовка резервиста под требования целевой должности с учетом его индивидуальных особенностей.

    Общая программа подготовки разрабатывается на период не менее 1 месяца, индивидуальный план обучения и развития - не менее 2 месяцев. Общая программа подготовки и индивидуальный план обучения и развития согласуются с директором по персоналу и руководством компании. Учебный центр самостоятельно отбирает методы подготовки участников программы (см. раздел I п.4), сообразуясь с целями должности и индивидуальными особенностями сотрудников.

    8. Мониторинг эффективности подготовки резервистов

    Для оценки прохождения программы подготовки кадрового резерва учебный центр проводит регулярные промежуточные встречи резервистов и их наставников с руководителями подразделения, для работы в котором проходит обучение сотрудник, руководителями службы персонала, руководством компании. При необходимости осуществляется корректировка общей программы подготовки и индивидуального плана обучения и развития резервиста.

    9. Оценка уровня подготовки резервистов

    По окончании программы подготовки кадрового резерва учебный центр проводит комплексную оценку уровня подготовки резервистов/ реализации программы развития профессиональных и личностных компетенций (см. раздел IV настоящего Положения).

    По окончании программы резервист предоставляет обратную связь по итогам прохождения программы подготовки (Приложение 4 к Положению о внутреннем обучении) и передает заполненную анкету в учебный центр. Информация, полученная от резервистов в качестве обратной связи, используется для совершенствования процесса подготовки кадрового резерва в компании.

    10. Подведение итогов программы подготовки резервистов

    По результатам оценки уровня подготовки резервистов принимаются решения о:

    • готовности резервиста занять вакантную целевую должность;
    • исключении из резерва сотрудников, продемонстрировавших снижение производственных показателей и/или отсутствие прогресса в развитии профессиональных и личностных компетенций;
    • проведении дополнительного обучения по навыкам и компетенциям, при оценке которых резервист получил балл ниже 3,5 (70%);
    • поощрении успешных резервистов, продемонстрировавших рост результативности работы и повышение уровня развития профессиональных и личностных компетенций.

    Результат этапа: определены резервисты с высоким уровнем готовности для замещения вакантных целевых должностей.

    11. Замещение вакантных должностей участниками программы кадрового резерва

    При наличии в компании открытых целевых должностей осуществляется рассмотрение кандидатов на замещение из числа успешных резервистов и назначение их на должность.

    В течение 2 месяцев после перевода на новую должность учебный центр при необходимости осуществляет адаптацию обученного по программе подготовки кадрового резерва сотрудника на новой должности.

    Адаптация на новой должности осуществляется с применением следующих методов:

    • закрепление за резервистом наставника из числа коллег/ вышестоящих руководителей;
    • консультации по общей программе подготовки и индивидуальному плану обучения и развития;
    • проведение дополнительного обучения.

    12. Удержание перспективных сотрудников

    При отсутствии на момент окончания программы подготовки резервистов открытых целевых должностей проводятся мероприятия по удержанию перспективных сотрудников в компании.

    Программа удержания перспективных сотрудников, успешно прошедших программу подготовки кадрового резерва, включает в себя следующие способы удержания:

    • расширение функциональных обязанностей сотрудника, зоны его ответственности и уровня принятия решений;
    • включение в проектные команды;
    • самостоятельное ведение проекта в качестве руководителя проекта;
    • организация временных замещений руководителя (на время отпуска, командировки, болезни и др.);
    • возможность стать наставником для менее опытных сотрудников;
    • надбавка к заработной плате;
    • предоставление дополнительных социальных льгот.

    При выборе способа удержания учитываются индивидуальные потребности сотрудника.

    Результат этапа: продвижение подготовленных резервистов на вакантные целевые должности, сохранение кадрового потенциала компании за счет удержания перспективных сотрудников в кадровом резерве.

    1. Для сотрудников, успешно прошедших отбор для участия в программе кадрового резерва, составляется Карта подготовки по программе кадрового резерва, в которую входят следующие документы:

    III . Подготовка участников программы кадрового резерва

    • Общая информация о сотруднике (Приложение 2 форма 1). Заполняет ведущий менеджер по обучению за 2 дня до начала программы подготовки;
    • План обучения в учебном центре (Приложение 2 форма 2). Составляет ведущий менеджер по обучению за 2 дня до начала программы подготовки;
    • План подготовки на рабочем месте (Приложение 2 форма 3). Составляет наставник в первый день реализации программы подготовки. План обучения на рабочем месте включает в себя: обучающие мероприятия, развивающие поручения, участие в проектах, временные замещения;
    • План вхождения в должность (Приложение 2 форма 4). Составляет непосредственный руководитель или руководитель подразделения в первый день реализации программы подготовки;
    • План самоподготовки (Приложение 2 форма 5). Составляет ведущий менеджер по обучению в первый день реализации программы подготовки.

    IV . Оценка уровня подготовки резервистов

    1. Критериями прохождения программы подготовки кадрового резерва является следующее:

    • результаты подготовки на рабочем месте;
    • результаты выполнения ключевых задач из Плана вхождения в должность;
    • результаты самоподготовки;
    • отношение к работе/ обратная связь от наставника и вышестоящего руководителя;
    • результаты выполнения оценочных заданий во время оценочных мероприятий.

    2. Ведущий менеджер по обучению формирует пакет материалов для проведения оценки уровня подготовки кадрового резерва:

    • общая информация о сотруднике (Приложение 2 форма 1);
    • план обучения в учебном центре с результатами (Приложение 2 форма 2);
    • план подготовки на рабочем месте с результатами (Приложение 2 форма 3);
    • план вхождения в должность с результатами (Приложение 2 форма 4);
    • план самоподготовки с результатами (Приложение 2 форма 5);
    • отношение к работе (Приложение 2 форма 6);
    • результаты выполнения оценочных заданий (Приложение 2 форма 7);
    • итоговый оценочный лист по должности (Приложение 2 форма 8).

    3. Резервист успешно проходит программу подготовки кадрового резерва при получении общего оценочного балла не ниже 4/ 80%.

    4. Оценочные мероприятия по результатам прохождения программы кадрового резерва проводятся оценочной комиссией и состоят из следующих разделов:

    • общая информация о компании (электронный тест);
    • теоретические знания по должности (письменный или электронный тест);
    • функциональные обязанности по должности (письменный или электронный тест, собеседование с непосредственным руководителем);
    • работа в корпоративных системах (практическое задание);
    • мотивационные коэффициенты/ КПЭ (электронный тест, собеседование с непосредственным руководителем);
    • профессиональные навыки (оценочное мероприятие с решением кейсов и практических заданий).

    5. Результаты выполнения оценочных заданий оформляются в оценочных листах (Приложение 2 форма 7).

    6. Итоги прохождения программы подготовки кадрового резерва и решение оценочной комиссии оформляются в итоговом оценочном листе по должности (Приложение 2 форма 8). Решение оценочной комиссии подписывается всеми членами оценочной комиссии.

    7. Итоги прохождения программы подготовки кадрового резерва и решение оценочной комиссии (Приложение 2 форма 8) представляются генеральному директору. Генеральный директор принимает окончательное решение о прохождении программы кадрового резерва.

    8. В случае, если в период прохождения подготовки по программе кадрового резерва выявляется несоответствие сотрудника требованиям целевой должности, непосредственный руководитель по планируемой должности оформляет служебную записку о несоответствии резервиста требованиям целевой должности. Служебная записка согласовывается с директором по персоналу и передается на рассмотрение генеральному директору.

    9. В период прохождения подготовки по программе кадрового резерва сотрудник может отказаться от участия в программе.

    Разработка документа

    Согласование документа

    Должность

    Ф.И.О.

    Дата

    Подпись

    Ознакомление с документом

    Должность

    Ф.И.О.

    Дата

    Подпись

    Вам могут быть интересны следующие материалы
    © 2024 Бизнес. Регистрация. Документы. Заявления