Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Соц проектирование. Социальное конструирование и проектирование реальности в среде молодежи. Список использованной литературы

Социальное проектирование - это систематическое описание социального эксперимента, одна из форм опережающего отражения социальной действительности, содержащее предложения относительно данной разработки на практике.

Результат социального проектирования - это научно обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социального проектирования невозможно оцепить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин: чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач? Процесс социального проектирования еще называют социальным конструированием.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Определяя рациональные параметры организации отношений в развивающихся или создаваемых социальных объектах, социальное проектирование выступает промежуточным звеном на пути опредмечивания социальных знаний. В первую очередь, через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.

Выделяют следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее. Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития; во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи; в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития; в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать детерминацию, ее особенности в общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей в свою очередь влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента системы и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняется совокупность этих связей, которая существенно детерминирует поведение системы. Перед нами, таким образом, сложнейшая форма нелинейной причинной зависимости, которая присуща целостным системам вообще и общественной системе в особенности.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. Оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.

О социальном проектировании заговорили совсем недавно. Еще в 1970-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программировании, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование.

Его необходимо характеризовать в рамках связи методологии проектирования и социальных наук, а также в рамках социального действия. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один - низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой потеря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования - это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т.п.

Основными элементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориями являются: система, субъект и объект социального проектирования, социальная технология (как совокупность актов), условия, методы социального проектирования и др.

Важное место в проектной деятельности занимает понятие "система". В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Приведем одно из них.

Система - это целостность, организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации. В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой - относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.

Под объектами социального проектирования понимаются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования.

В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

  • поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника - как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
  • человек - как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
  • элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.);
  • различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);
  • элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.).

Число объектов социального проектирования в эпоху научно-технической революции заметно увеличилось. Основными его объектами являются социальные системы. Каждая обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные, элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы.

Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т.е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели.

При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект - особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

Социальная технология - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие - система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т.п.

Проектный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.

Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы.

Метод - это способ достижения цели; построение социального проекта - определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования.

Выделяют следующие методы социального проектирования: "мозговой атаки", деловой игры, вживания в роль, аналогии, ассоциации, синектики.

Метод "мозговой атаки" связан с генерацией идей, их равноправной конкуренцией, возможностью сопротивления. С помощью этого метода преодолеваются недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций, например проведение совещания, где различная активность участия отдельных членов группы, бессодержательные выступления, сильное влияние конфликтов и противоречивости участников отрицательно сказывается на ходе работы. Указанные недостатки преодолеваются благодаря наличию специалиста - организатора групповой работы.

Метод деловой игры - комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил. Главные цели деловой игры - организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.

Метод вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии предусматривает, что эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, в известных пределах служат образцом, эталоном для конструирования социальных задач и целей.

Метод ассоциации заключается в том, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новых решений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять существующую практику. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Метод синектики основан на том, что несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности.

Одной их эффективных технологий социального проектирования является методика "Я - гражданин России". В данной папке представлен методический материал, который поможет учителю помочь в организации проектной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Технология социального проектирования

Методики социального проектирования

Результаты социального проектирования

Социальный проект

Трудности, социальные проблемы сообщества

Тема проекта

Гипотеза

План действий

Собственное проектирование

Формирование групп

Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»

Этап практических действий

Оформление результатов

Внешняя презентация проекта

Групповое обсуждение

Приложение 1

Анализ проблемы

Фамилии членов группы_________________________________________________

Дата__________________________________________________________________

Проблема______________________________________________________________

Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности?_______________________________________________________

Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие органы власти ответственны за ее решение?___________________________

______________________________________________________________________

Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?___________________________________________________________________________________________________________________________________

Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова ее эффективность?______________________________________________
  2. Каковы ее недостатки?_________________________________________________

Каким образом ее можно совершенствовать?________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?_________________________________________________________

______________________________________________________________________

Где можно получить информацию по данной проблеме?______________________

______________________________________________________________________

Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?_____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Обращение к ответственному лицу

  1. Здравствуйте, меня зовут (фамилия, имя) _____________________________
  2. Я ученик (…класса, школы №….).
  3. Мы исследуем проблемы, которые существуют в нашем городе, районе, селе.
  4. Я ответственный за сбор информации по проблеме, которую мы затем будем обсуждать в классе.
  5. Могу ли я Вам задать несколько вопросов сейчас или лучше перезвонить в следующий раз?
  6. Проблема, которую изучает наш класс

_______________________________________________________________

(коротко опишите проблему)

  1. Как они решаются органами управления?
  2. Как граждане могут повлиять на их решение?
  3. Имеется ли у Вас какая-либо письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы выслать нам?
  4. С кем бы я еще мог поговорить по этой проблеме?

Приложение 3

Информация из писем и интервью

____________________________________________________________________

(Фамилия члена исследовательской группы)

Дата________________________________________________________________

Исследуемая проблема_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник информации:

Ф.И.О., должность____________________________________________________

Наименование организации_____________________________________________

Адрес_______________________________________________________________

Телефон, электронная почта____________________________________________

Представленные сведения по проблеме ___________________________________

_____________________________________________________________________

Приложение 4

Пример плана - графика социального проект

Приложение 5

Петиция

____________________________________________________________________

(название петиции)

Петиция от:__________________________________________________________

Адресована__________________________________________________________

Мы, нижеподписавшиеся, хотели бы привлечь Ваше внимание к следующей проблеме с рекомендацией:_____________________________________________

Согласны следующие граждане города, района, села:

Приложение 6

Требования к оформлению проекта

  1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
  2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.
  3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
  4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложен библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
  5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.
  6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
  7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
  8. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

Приложение 7

Лист оценки проектов акции « Я – гражданин России»

Команды

№1

№2

Критерии

Актуальность избранной проблемы

1. Аргументированность проблемы.

2. Значимость данной темы для участников проекта.

3. Созвучность проблемы интересам социума.

Сбор и анализ информации

1. Изучение нормативной базы.

2. Анализ СМИ.

3. Использование материалов социологических исследований.

4. Широта экспертных оценок.

Программа действий команды

1. Юридическая правомерность действий и положений.

3. Завершенность, полнота.

Программа действий команды

1. Юридическая правомерность действий и предложений.

2. Экономическое обоснование, реалистичность.

3. Завершенность полнота.

Практические шаги по реализации программ

1. Социальная переписка.

2.Личное участие школьников.

3. Разноуровневость взаимодействия с властными структурами.

4. Практические результаты.

Презентация

1. Компетентность, свободное владение материалом.

2. Глубина и четкость ответов на вопросы.

3. Эмоциональность выступления.

4. Использование материалов стенда.

Оценка портфолио

1. Отражение основных этапов работы.

2. Логика материалов.

3. Эстетическое оформление.

Оценка стенда

1. Соответствие материалов стенда разделам проекта.

2. Широта спектра материалов.

3. Красочность, наглядность.

Итог:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

22 ноября 2017 Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности Семинар КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

2 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ИТОГ ОБУЧЕНИЯ: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.) Совокупность результатов: личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.) метапредметных (универсальные учебные действия) предметных (система основных знаний)

3 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Активную учебно -познавательную деятельность обучающихся Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования Деятельностный акцент ФГОС обеспечивает

4 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск СРЕДА В «Современной педагогической энциклопедии» среда понимается как «...совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, в котором различают среду физическую и среду социальную. Среда физическая – совокупность физических условий существования и деятельности человека. Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности»

5 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Известный русский и советский педагог- экспериментатор С.Т. Шацкий положил в основу своей концепции идею организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражданскую позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

6 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в урочной и избранной сфере внеурочной деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся; расширение рамок общения школьников с социумом; проведение коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Для реализации творческого потенциала обучающихся необходимо:

7 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Использование нетрадиционных форм проведения уроков (уроки в музее, уроки с привлечением родителей, уроки –экскурсии, интегрированные уроки и т.д.) Предоставление максимально широкого спектра внеурочных занятий по всем направлениям Вовлечение родителей во все возможные виды деятельности Создание условий для желания учиться, дальнейшей способности к саморазвитию помимо системы основных знаний и реализации творческого потенциала обучающихся в МКОУ СОШ №1 п. Воротынск:

8 слайд

Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Воротынск Уроки в музее «Как строят дом?» урок технологии 8 класс Учитель М.В. Ломакина(высшая квалификационная категория)

9 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе» Урок литературы 11 класс учитель А.В. Дубовова (1 квалификационная категория)

10 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жизнь на селе в старину. Обереги» окружающий мир, 3 класс, учитель Коренькова В.Н(высшая квалификационная категория)

11 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки с привлечением родителей литература, 5 класс, учитель Дубовова А.В.(первая квалификационная категория)

12 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Юный журналист, Я и мой выбор, Живое право (основное направление социальное) Интеграция внеурочной деятельности:

13 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Школьный театр, русский язык как неродной, Живое слово, музыкальная мозаика (основное направление общекультурное) Интеграция внеурочной деятельности:

14 слайд

Общество, в котором формируется молодой человек, является для него объективной социальной реальностью. Объективность обусловлена внешней данностью условий жизни, тем, что молодой человек включается в уже готовые социальные структуры и отношения. Для успешного продвижения необходимо освоение правил, по которым устроен внешний мир. Вместе с тем внешняя социальная реальность как готовая конструкция является результатом субъектной деятельности людей. Поэтому процесс социализации представляет собой не только освоение молодым человеком заданных стандартов, но и проявление собственной субъектности, которая в узком смысле выражается в проявлении активности в процессе усвоения норм, ценностей, а в широком понимании - в активной деятельности по конструированию реальности.

Путем индивидуального конструирования и проектирования социальной реальности молодой человек реализует себя как социального субъекта. Эти теоретические положения развиты и применены В. А. Луковым в изучении конкретных механизмов освоения молодежью социальной действительности в процессе социализации.

Согласно разработанной В. А. Луковым концепции социального конструирования реальности молодежью этот процесс включает следующие способы: 1) адаптация к условиям среды (пробы и ошибки; узнавание частей среды и правил; изменение поведения в соответствии с правилами; понимание и легитимация части среды через «наше»); 2) достраивание реальности (символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира»; выделение зоны независимости); 3) переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии с собственным символическим универсумом) . Активность молодежи в социальном конструировании реальности составляет важнейшее условие ее социализации. Конструирование осуществляется посредством символизации своего мира, молодежной моды, проектирования реальности, выработки жизненных стратегий.

Знаково-символический мир молодежи. Символы - предметы, действия, слова, изображения, служащие в качестве условных обозначений и опознавательных знаков для членов определенной социальной группы. Они являются внешними признаками принадлежности индивидов к одним группам и дистанцирования от других. Поэтому общее назначение знаков и символов молодежи - ориентация в пространстве «свои-чужие» .

Процесс создания и ограждения своего мира молодежью неотделим от его символизации. В. А. Луков выделяет следующие характерные знаково-символические отличия молодежи: способы создания, поддержания и презентации тела, его атрибуты (параметры тела, стандарты внешности, типичные жесты, прически, макияж, украшения, одежда и особенности ее ношения); вещи и предметы обихода молодежи (мобильный телефон, компьютер и др.); способы коммуникации - язык и средства общения (мобильный телефон, Интернет и проч.); формы проведения досуга предпочтения в еде; музыка и танцы; особенности сексуального поведения .

Молодежная одежда «отличается яркостью, ослабленной половой дифференциацией (унисекс) и полифункциональностью. Примером стандартизации молодежной одежды нескольких поколений являются джинсы. Для молодежи считается нормальным оголение тех или иных частей тела и эротическая провокация. На этом общем фоне особыми чертами в самом составе предметов одежды и обуви, а также в их конфигурации, цветовой гамме, фурнитуре и т. д. обладают различные молодежные субкультуры, придающие отличию в одежде знаковый характер» .

Прически могут становиться почти нормативными для значительной части молодежи. По ним нетрудно отличить поколения 1940-х гг. от поколений 1960-х или 2000-х гг. В прическах и макияже (или его отсутствии) нередко отражается позитивный образ у значительной части молодежи тех или иных субкультур либо культурных стилей, которые становятся отличительной чертой внешнего облика целого поколения (например, ориентация на прически в стиле «Битлз» в 1960-1970-е гг.) .

В украшениях заметна распространенность яркой бижутерии, ориентации на традиционные культуры (украшения с проколом ноздрей, губ, практика пирсинга). Распространение в молодежной среде в последние годы различных видов татуировок на теле имеет то же происхождение и одновременно выражает определенные тенденции в культуре телесности. При этом сами татуировки утрачивают первоначальный смысл и становятся атрибутом моды .

Символами могут становиться различные жесты и позы. Некоторые из них выражают солидарность по какому-либо поводу. Так, в 1930-е гг. поднятый вверх кулак выражал сплоченность антифашистской молодежи (впрочем, как и всех антифашистов, независимо от возраста). В 1960-е гг. пальцы в форме латинской буквы V (начальная буква слова «victory» - «победа») стали символом студенческого бунта. Позднее этот жест стал применяться молодежью как обозначение солидарности со «своими» на футбольных матчах, концертах поп- и рокзвезд, просто на фотографиях для «своих» ит. д. Другие жесты и позы призваны компенсировать внутреннюю скованность и, наоборот, выразить уверенность в себе и независимость, а также идентификацию с референтными группами.

Массовое распространение новых техник и технологий в быту в качестве привычных вещей - отличительная черта современной молодежи. Они имеют не столько индивидуальную, сколько групповую атрибуцию. Она проявляется в наборе используемых вещей и наиболее целостно представлена в комнате подростка (если таковая имеется) . При этом наблюдается сходство предметов и убранства комнат подростков в пределах современной европейской культурной модели .

Молодежью быстрее, чем старшим поколением, осваиваются не только сами вещи, рождаемые научно-техническим прогрессом и отвечающие на новые потребности людей (нередко порождающие новые потребности), но и многообразные функции таких вещей. Таково, в частности, массовое овладение молодежью компьютерами, видео- и аудиотехникой, мобильными телефонами со всем комплексом их коммуникативных, информативных, развлекательных и других возможностей .

Знаковый характер имеют некоторые предпочтения молодежи в еде. Так, в крупных городах отмечается ориентация молодежи на такие виды еды, как пицца или биг-мак, пиццерия обычно становится чем-то вроде молодежного клуба . Предпочтения в еде формируются во многом под воздействием рекламы. Часть ее напрямую адресована молодежи и нацелена на усиление идентификации с определенными типами. Например, согласно рекламе «батончик «Финт» - только для тех, кто вправду «крут», а «Шок» - это по-нашему». Подобные рекламные методы используются и в отношении других социально-возрастных групп (так, некоторые сорта пива позиционируются как предназначенные «только для настоящих мужиков»). Важным является содержание транслируемого рекламой образа.

Наличие предпочтений в еде статусного, а не вкусового происхождения, - одно из свидетельств существующего в молодежной среде «огораживания» зоны независимости. В то же время еда приобретает знаковый характер лишь тогда, когда есть возможность выбора и не стоит вопрос о простом удовлетворении потребности в питании. Для значительной части молодежи остается проблемой собственно утоление голода при крайне ограниченном выборе средств .

В сфере досуга с молодежью ассоциируются различные телесно ориентированные практики, в частности спорт, танцы, бодибилдинг. Нередко они приобретают субкультурный характер или входят в состав сложных субкультурных образований (например, брейк-данс в составе хип-хоп культуры). Досуг молодежи часто имеет экстремальные формы (экстремальные виды спорта, сознательно агрессивное поведение в общественных местах, нелегальное граффити и т. п.). В обыденном сознании с молодежью нередко связывается общая ориентация на развлечения (в том числе опасные - вроде экспериментов с наркотиками). Между тем в молодежной среде развлечение выполняет функцию коллективного освоения сложного социального мира .

Знаковый характер имеют предпочтения молодежи в сфере публичной информации. В социологических исследованиях рекламы, телепрограмм, рынка книжной продукции, других исследованиях СМИ обычно выделяется молодежь в качестве реальной или потенциальной целевой аудитории. Для молодежи (с учетом ее знаковых систем и символического мира) создаются специализированные проекты (издания, программы и т. д.) СМИ .

Знаки, создаваемые молодежью для самоидентификации, находят отражение в лексике и фразеологии. Язык молодежи (сленг) - открытая подсистема языка, граничащая с разговорной речью, арго, просторечием и табуированной лексикой, активно употребляемая людьми от 13- 15 до 25-30 лет и имеющая яркую стилистическую окрашенность. Это средство коммуникации позволяет ограждать зону независимости молодых людей главным образом от взрослых, а также отличает их от представителей других субкультур.

По определению А. И. Ковалевой и В. А. Лукова, «под сленгом (или общим жаргоном) понимается открытый список слов, понятных большинству носителей данного языка, однако активно употребляемых, прежде всего в молодежной среде, имеющих яркую стилистическую окраску и оцениваемых говорящими как приемлемые лишь в ситуации неформального общения. Определяющими чертами сленга является: 1) открытость и гибкость, 2) специфичность для языка молодежи, 3) нацеленность на определенную аудиторию, 4) стилистическая маркированность» . Как и в целом, будучи выразительным лексическим средством разговорной речи, молодежный сленг отличается экспрессивностью, эмоциональной окрашенностью, ненормативным характером .

Одними из знаковых маркеров молодежи и ее определенных сообществ являются музыка и танцы. По отношению к тому или иному музыкальному стилю, исполнителю или группе исполнителей происходит дифференциация как между молодежью и другими возрастными группами, так и внутри самой молодежи, хотя данный признак не является всеобщим и последовательным . В разных социальных группах знаковый характер музыки и танцев имеет своеобразное ритуальное значение.

Знаки и символы просматриваются и в сфере сексуального поведения молодежи. Данная часть жизни символизирует молодость и ориентирована на ценности молодости. В то же время в сексуальном поведении молодежи нередко усматривается избыток аморализма, разврата, отхода от социальной нормы. В свою очередь, молодежь нередко откровенно демонстрирует свою сексуальность как преимущество перед старшими поколениями, в том числе в формах, признаваемых в обществе девиантными (групповой секс, гомосексуализм, съемки в любительской порнографии и т. д.) .

Рассмотренные знаки и символы (одежда, макияж, прически, украшения и т. д.) являются частью молодежной моды. В свою очередь, сама молодежная мода - многоплановое и потому не однозначное социальное явление. Неоднозначность моды как таковой выражается в противоречиях: между подражанием молодежи референтным образцам и ее индивидуализацией, стремлением «быть как все» и желанием самовыразиться; стремлением к свободе и раскрепощению и отчуждением индивидов от самих себя ради сходства с остальными; способностью моды одновременно служить социальным маркером различий в среде молодежи, основанных на статусном неравенстве и средством унификации; освобождением и новыми скрытыми зависимостями; тенденцией на удовлетворения эстетических, досуговых и иных потребностей и новыми формами противоборства и соперничества.

В молодежной среде мода выполняет несколько функций:

1) обеспечивает процесс социализации в форме следования ее меняющимся образцам; 2) позволяет интегрироваться в то или иное сообщество и при этом самовыразиться; 3) является средством саморегуляции и социального контроля. В этом смысле мода становится средством манипулирования сознанием в форме насилия над индивидуальными особенностями индивидов, не соответствующих ее стандартам. Подобные процессы особенно характерны для молодежи, в среде которой эстетические характеристики стиля уступают место символизации, ограждению своего мира и идентификации со сверстниками или с кумирами. При всем разнообразии, обусловленном стилевыми особенностями различных субкультур, современная молодежная мода формирует схожие образы мысли и поведения, продиктованные идеями потребления.

  • См.: Ковалева Л. И., Луков В. А. Указ. соч. С. 189.
  • Там же. С. 191.

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Мичуринский государственный аграрный университет

Шифр № 141747

Контрольная работа

По политологии и социологии

за 1 курс

Студента–заочника Гончарова Андрея Александровича

Института заочного и дистанционного образования

Направление/специальность Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Социальное проектирование.

Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прототипа предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение.

Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает много вариантов решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин социальное конструирование. Конструктивная деятельность - это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением, или одна и та же цель обеспечивается различными средствами.


Итак, социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.

Этапы и методы

Проектирование - ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним, прежде всего, относится использование матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Важным методом социального проектирования является аналогия. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, населенные пункты, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, создают по аналогии социальный проект, который может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании - это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 году А.Ф.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода - метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.

Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуются определенная последовательность событий, логика.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х - начале ЗО-х годов был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью построить в минимальный срок совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать условия для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала объективным критериям.

На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. Наследующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.

На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного достижения намеченных целей.

Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.

На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

Виды социального проектирования:

1. Социальное проектирование новых производств

Опыт социального проектирования новых производств накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты их формирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей.

Для большинства новых производств основной социальной целью является создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при их проектировании тщательно разрабатываются такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, создание условий для труда, повышения профессиональной подготовки и т.д. Для ослабления негативных последствий использования тяжелого ручного труда и труда, не требующего квалификации, применяются компенсирующие факторы, влияющие на поведение человека и его отношение к делу.

При проектировании новых производств важно соблюдение принципа комплексности. При обосновании целесообразности и экономической перспективности проекта обычно принимаются во внимание состояние и уровень развития производительных сил: энергетические ресурсы, полезные ископаемые, коммуникации, а также наличие трудовых ресурсов. С формальной точки зрения такой подход вроде бы удовлетворяет требованиям науки.

Однако многолетний опыт формирования новых производств показывает, что нередко решающим препятствием на пути освоения становились отсутствие специальной профессиональной подготовки людей, а также их социальная и моральная незаинтересованность, слабая мотивация, разрыв между личным и общественными интересами. Многие «хорошие» проекты и планы испытывали трудности при их осуществлении не только по технико-экономическим причинам, но и потому, что люди не хотели действовать согласно разработанным программам, так как не были учтены или не в полной мере учтены их интересы и потребности в жилье, культурно-бытовых учреждениях, предприятиях торговли и быта, в отдыхе, в детских дошкольных заведениях, школах и т.д.

При проектировании новых производств большое значение приобретает процесс социальной адаптации. Это выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, об условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация связана с удовлетворенностью трудом, с получением или повышением квалификации. Проектируя этот процесс, необходимо исходить из того, что в ходе развития производства ряд профессий может исчезнуть, другие - в корне изменить свое содержание, а третьи - стать лишь этапом в социально-профессиональном продвижении людей, особенно молодых.

Социальное проектирование новых производств непременно включает в себя обеспечение условий трудовой деятельности, и в первую очередь по таким показателям, как шум, загазованность, вибрация, освещенность, температурный режим. Создание нормальных условий труда для всех работников требует также учета требований технической и производственной эстетики. Видное место при проектировании занимают вопросы повышения квалификации, удовлетворения культурных запросов, потребностей в отдыхе.

Теория и практика социального проектирования поставлены перед необходимостью активнее вмешиваться в развитие социальной ситуации. Как показывает анализ социального развития новых производств, они в большинстве случаев регулируют те процессы, которые связаны прежде всего с трудовой деятельностью, с участием человека в развитии техники и технологии.

Итак, социальное проектирование новых производств - это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни главной производительной силы - работников и членов их семей - в условиях вновь возникающих или реорганизуемых социальных институтов, социальных процессов и явлений.

2. Проектирование новых городов.

Продолжительное время проектирование новых городов осуществлялось только архитекторами. Хотя социальные факторы развития городов всегда в той или иной мере планировались, однако их учет стал особенно актуален в условиях интенсивной урбанизации. Все больше проектов новых городов подготавливается на основе сопоставления различных вариантов, что позволяет выбрать наиболее приемлемый план строительства как промышленных, так и социально-культурных объектов.

Одним из требований при проектировании городов является рациональное размежевание жилой и промышленной зоны.

Потребность во всестороннем учете социальных факторов стала наиболее ощутимой при составлении комплексных планов экономического и социального развития городов. Как общую тенденцию можно отметить, что теперь при подготовке проектов новых городов внимательнее относятся к социальным аспектам жизни населения: строительству учреждений культурно-бытового назначения, детских и школьных заведений, организации здравоохранения, коммунального и бытового обслуживания. Социальные аспекты стали необходимой составной частью районных планировок и генеральных планов городов, выступающих как связующее звено между проектированием территориально-пространственных комплексов и отдельных населенных пунктов и промышленных районов.

Достоинство этих проектов-планов заключается в том, что, во-первых, они помогают решать одну из важнейших народнохозяйственных задач, а во-вторых, их реализация предусматривает комплексный учет всех аспектов - от технических до социальных.

Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.

Проектирование является одной из форм реализации социального прогноза наряду с социальным планированием и социальным прогнозированием, и поэтому, взаимодействуя с ними, оно тем не менее обладает качественными особенностями.

Подготовка социального проекта во многом предопределяет успешную реализацию других функций управления, поскольку в процессе их осуществления достигается поставленная цель, выполняется намеченная программа. На каждом этапе его подготовки требуется такой научный фундамент решения поставленной задачи, на основе которого создавался бы план действий, органически сочетающий в себе как результаты, полученные при анализе предшествующего развития, так и требования, выдвигаемые новым этапом. В процессе осуществления функций организации, регулирования, учета и контроля нередко уточняются положения проекта и, если это необходимо, вносятся соответствующие коррективы, направленные на успешное выполнение основной программы.

Список использованной литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

2. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно- технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986.

3. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989.

4. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.

© 2024 Бизнес. Регистрация. Документы. Заявления