Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дымковская кукла рисунок. Интегрированный урок изо и ивт "дымковская игрушка". Виды дымковской игрушки

Мария Курилова

Цель : учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи , подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию .

Задачи :

Образовательные : продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки ) . Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии) . Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная) . Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.

Развивающие : развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Воспитательные : воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Материал и оборудование : дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки , таблицы с изображением элементов дымковской росписи , рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке , об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи . Разучивание стихов по теме.

Индивидуальная работа : учить Диму Ф. рисовать волнистые линии , продолжать учить Рому Р. рисовать концом кисти .

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте :

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети : - О дымковских игрушках .

Воспитатель : - Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках . Назовите их.

Дети перечисляют : - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…

Воспитатель : - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.

Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?

Дети перечисляют цвета : - Синий, красный, оранжевый…

Воспитатель : - Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?

Дети : - Белый цвет.

Воспитатель : - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

Дети перечисляют : - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).

Воспитатель : - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг , прямую и волнистую линию…

Дети выполняют задание.

Воспитатель : - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня . Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза , и какой краской?

Дети. - Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка".

Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской?

Дети. - Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.

Воспитатель. - А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву ?

Дети. - Можно использовать коричневую краску.

Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня?

Дети. - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца .

Воспитатель :- Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его , как мастера. Приступайте к работе.

Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.

Физкультминутка :

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Дети заканчивают работу, моют руки.

Из раскрашенных силуэтов составляю панораму «Дымковская лошадка » .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка !

Дети : - Да! Игрушки яркие, праздничные.

Воспитатель : - Раз у нас получился настоящий праздник, расскажите стихи о дымковских игрушках .

1 ребенок :

Чем знаменито Дымково ?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

2 ребенок :

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

3 ребенок :

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

5 ребенок :

Что за конь!

Только тронь –

Со всадником вместе

Ускачем верст за двести!

Подведение итогов :

В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок . Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель : - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

На этом занятие окончено .

НАДЕЖДА Кокурина

Мастер-класс «Дымковская барышня »

Арт-терапевтический эффект от раскрашивания фигурок из гипса выражается в том, что творчество даёт и взрослым, и детям хорошую возможность раскрепоститься , выразить себя, своё отношение к окружающим людям, и миру в целом.

Предлагаю раскрасить фигурку барышню под Дымку . Лучше всего использовать акриловые краски , так как они хорошо ложатся, быстро сохнут и не пахнут. Чтобы краска ложилась хорошо , нанесите слой грунта. Чтобы краска хорошо держалась , после высыхания фигурка покрывается лаком.

Для работы нам потребуется :

Гипсовая фигурка барышни ;

грунт художественный акриловый;

акриловые художественные краски (белый, синий, желтый, зеленый, красный, золото) ;

лак акриловый глянцевый;

простой карандаш (ТМ) ;

стиральная резинка;

ёмкость с водой;

бумажные салфетки;

ватные палочки;

кисть круглая №5 (белка) ;

кисть круглая №2 (пони) ;

кисть плоская №0 (синтетика) ;

кисть круглая №3 (синтетика) .

Первое, что нам нужно, это покрыть акриловым грунтом нашу фигурку.

Приступаем к разукрашиванию. Сначала наносим краску на вверх платья и низ оранжевым цветом.

Теперь красным цветом раскрашиваем шляпу и рисуем круги, характерные Дымке .


И в завершении работы наносим ватными палочками маленькие точки по центру кругов. Золотом делаю маленькие штрихи на платье и шляпке. И, в завершении, все покрываю акриловым лаком.

Публикации по теме:

"Была кормушка простая, а стала расписная "-поэтапное раскрашивание кормушкиЦель:украшение рисунком деревянной кормушки. Привлечение детей.

Начну с того, что идея была подсказана преподавателем в колледже, и на сегодняшний день, "окунувшись с головой" в работу с детьми, я оценила.

Дымковская тема меня захватила и не отпускает, поэтому мне после бумажных барышень захотелось сделать что-то более фундаментальное. Почему.

Игрушка своими руками. Дымковская барышня. Всё из бросового материала. Для работы необходимо приготовить: - маленькая пластиковая бутылка.

Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: «Дымковская барышня». Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни,.

Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам дымковской росписи, располагая его на силуэтах дымковских.

Доброго времени суток! Представляю вашему вниманию барышню, изготовленную из срезанной пластиковой бутылки и пластилина. Так же можно применить.

“Глазам - радость, душе - отрада!”

К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой их надо осваивать”

А.Б. Салтыков

Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.

В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий.

Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Не забыта! Живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам – радость, душе – отрада!”

Жизнь сквозь “Дымку”

Вид занятия: декоративное рисование с элементами компьютерной графики

Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы)

  • способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;
  • закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
  • развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
  • учить работать в технике компьютерной графики при украшении Дымковской игрушки;
  • развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
  • воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

Оборудование: (урок проходит в кабинете информатики)

Для учителя:

  • модели глиняных дымковских игрушек (детские работы из методического фонда);
  • образцы рисунков-упражнений - “Геометрический орнамент на дымковской игрушке”;
  • таблицы на доске - “Цвет и форма” .

Для учащихся:

  • раздаточный материал: “Фрагменты узора Дымковской игрушки” ;

  • глиняные игрушки возле каждого компьютера;
  • заготовка контура Дымковской игрушки на мониторе компьютера.

Музыка: Русские народные мелодии

Словарь: Гончар – мастер, который работает с глиной.

Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с развлечениями.

Ход урока

1. Вводная часть урока (игровая)

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек , созданных детьми старшего возраста. Под музыку “Камаринская” (любую народную) дети входят на ярмарку-выставку Дымковских игрушек

Учитель. - Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.

    • А вы знаете, что такое
    • ЯРМАРКА ?

Дети: (Базар, рынок, где продают различные товары)

ЯРМАРКА – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с увлечениями, развлечениями.

    • Недаром говорят в народе: “Шум, как на ярмарке!”

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.

  • Как называют мастера, который работает с глиной?
  • (Такого мастера называют гончар )

ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной.

Из истории дымковской игрушки

Вятка славилась в старину своими базарами–ярмарками, которые назывались “СВИСТУНЬЯ ” или “СВИСТОПЛЯСКА ”. Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили игрушки для ярмарки. И вот, на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник “Свистунья”.

- Как в народе прозвали этот праздник?

– “Свистунья”.

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

  • Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии);

  • Какие цвета брали для росписи игрушек?

(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.

(Дети садятся за свои рабочие места).

Закрепление материала:

Работа по таблице “Цвет и форма” (на доске)
.

  • Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках?

(Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

  • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
    • в ряд;
    • в шахматном порядке;
    • в клетке между линиями.
  • Обратите внимание на точки:
    • между кольцами;
    • на кольцах;
    • по краю колец.
  • На цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
  • А сейчас мы отдохнем и продолжим работу на компьютере.

Физминутка (Элементы танцевальных движений под народную музыку)

2 часть урока – компьютерная графика

Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Но будете украшать игрушку узорами, используя компьютерную графику. Ведь мы с вами живем в то время, когда людям в работе помогают машины. Нам в составлении геометрического узора для Дымковской игрушки поможет компьютер.

Цели: Знать

  • названия элементов окна программы PAINT;
  • назначение инструментов: эллипс, линия, карандаш, ластик, заливка;
  • команды: ПРАВКА – ОТМЕНИТЬ.
      • открывать и сохранять рисунок;
      • наносить на шаблон орнамент дымковской игрушки.

    Развивать навыки работы манипулятором “мышь”: двойной и одинарный щелчок.

    Воспитывать бережливое отношение к компьютерной технике.

    Раздаточный материал - карточки “Фрагменты узоров дымковской росписи” - компьютерная графика (у детей на столах).

    Ход урока

    I Повторение

    • Что называется “рабочим столом” компьютера;
    • Что называется “панелью задач”;
    • Найти ярлык программы Paint и открыть ее;
    • Где в окне программы Paint находится строка заголовка;
    • Где в окне программы Paint находится строка меню;
    • Где в окне программы Paint находится Панель инструментов;
    • Где в окне программы Paint находится палитра.

    II Основная часть

      • Объяснение учителя

    Для того чтобы начать работу художника-оформителя, необходимо:

    • Выберите рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня или лошадка.
    • Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.
    • Посмотрите на таблицы у вас на столе. Перед вами образцы фрагментов узора Дымковской игрушки, выполненные на компьютере.
    • Используйте таблицы–помощники, лежащие перед вами, и смотрите на готовые изделия - глиняные Дымковские игрушки

    • Выполните рисование орнамента графическим способом (т.е. черно-белое изображение). После этого начинайте выполнять заливку цветом. Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на доске
      • Практическая работа

    Задание: Оформить геометрическим узором Дымковскую игрушку в компьютерной графике

    (Метод - индивидуальный)

    Контроль и индивидуальная работа учителя в процессе практической работы учащихся

    III Заключительная часть:

    Так как художник свою работу всегда подписывает. Мы с вами свои работы тоже подпишем, и в этом вам поможет инструмент “Надпись”.

    И последний этап работы учащихся вывод на принтер своего рисунка.

      • Заключительная часть урока.

    Анализ работ учащихся.

    • Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек.
    • Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

    У Сережи красивая барышня с яркими узорами на юбке.

    У Насти лошадка в кружочках и с пышной гривой, как в сказке

    Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

    А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы.

    Волшебницам вятской, родной стороны большое спасибо сказать мы должны.

    За то, что их руки не устают и сказочных кукол для всех создают.

    Не зря говорят в народе:

    “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”

    Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.

    Глядишь и улыбаться хочется.

    Урок рисования в средней группе

    Мастер-класс по рисованию. Декоративная тарелочка "Дымковский конь"



    Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов, родителей, детей 4-5 лет
    Этот мастер- класс рекомендуется провести с детьми 4-5 лет.
    Цель: учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера
    Задачи:
    1. Закреплять умение рисовать тычком, ватной палочкой,зубочисткой
    2. Учить ритмично рисовать орнамент, сочетать цвета
    3. Развивать мелкую моторику
    4. Воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца
    5. Прививать любовь к народным промыслам
    6. Воспитывать художественный вкус
    Материал:
    большой круг из цветного картона (формат картона А4),шаблон дымковского коня,гуашь,тычки,ватные палочки,зубочистки,баночка для воды,кисти,клей-карандаш
    Дымковская игрушка-это чудо-ремесло. И взрослых,и детей привлекают яркие,забавные игрушки.Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение,раскрывают мир весёлого праздника. В марте мы с ребятишками моей группы работали над проектом "Знакомство с дымковской игрушкой". Мы узнали историю этой игрушки, рассмотрели игрушки и иллюстрации самых популярных игрушек(барыня, крестьянка,уточка, индючок, конь, всадник, побывали на выставке "Яркая дымка" в изостудии нашего сада. А ещё мы рисовали отдельные элементы дымковских узоров, лепили и рисовали дымковскую уточку.

    Ребятишки! Сегодня мы с вами изготовим красивую тарелочку для украшения вашего дома, но тарелочку не простую, а дымковскую! Хотите? Тогда приступим к делу.
    Перед нами лежит материал для нашей тарелочки.


    Первым дело нужно приклеить шаблон нашего коня на тарелочку


    Нам нужно намазать клеем наш шаблон и аккуратно приклеить его по центру тарелочки


    А теперь приступим к украшению тарелочки дымковскими узорами. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке коня большие кружочки.Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры, у меня это красный.


    Теперь среди больших кружков ватной палочкой нарисуем маленькие кружочки, для них мы выбрали другую краску, контрастного цвета


    По периметру круга нарисуем поролоновым тычком большие кружки, не забываем рисовать ритмично, оставляя равные промежутки


    А между большими кружками рисуем ватной палочкой маленькие кружочки


    Проверим, подсохла ли краска на больших кружках? Если да, то зубочисткой очень аккуратно ставим в серединке больших кружков маленькую черную точечку.


    Аккуратно тонкой кисточкой раскрасим хвост и ушки нашего коня, черной краской раскрасим копыта.
    Вот такой красавец у нас получился!


    А это наша готовая декоративная тарелочка "Дымковский конь". Для того чтобы её можно было использовать для украшения дома, мы приклеим с обратной стороны тесёмочку.


    Вот так красиво наша тарелочка будет смотреться на стене Дымковская игрушка

    У нас в сообществе уже не раз публиковались посты про различные русские народные промыслы: , другой вариант лаковой миниатюры - , не так давно был опубликован рассказ о . А сегодня мы поговорим немного о знаменитой Дымковской игрушке.

    Дымковская игрушка ведёт свою историю с 15 в., когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным.
    Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Дымковская игрушка имеет свою символику. Синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила.

    Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
    Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Интерес к бытовому жанру проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
    Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера. Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке.
    (с) из книги П.И.Уткина и Н.С.Королевой "Народные художественные промыслы"





    © 2024 Бизнес. Регистрация. Документы. Заявления