Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дисграфия и дислексия – характеристика. Коррекция. Дислексия, дисграфия Психологические проблемы детей с дисграфией и дислексией

Дисграфия и дислексия - это внешние проявления синдрома дефицита внимания (СДВ) . А точнее - нарушения восприятия движущихся объёмных 3D пространств. Нам понятно, почему нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. И учителя зря жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. Причина в другом . Психологи объясняют это объективным наличием синдрома дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . И это правда.

По результатам наших 17-летних исследований (пока на интернет-счётчике 7750 человек), в 100% случаев у детей с дислексиями, дисграфиями общим фоном является СДВ - синдром дефицита внимания . В свою очередь, по статистике наших коллег (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ в 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию (например, таблица умножения). Психическое развитие таких детей временно отстаёт на 1.5-1.7 года и внешне выглядит как инфантильное поведение, и даже как ЗПР (задержка психического развития).

Автор статьи - кандидат медицинских наук, доцент по социальной и инженерной психологии, психолог Владимир Пýгач (Москва). Стаж работы именно с такими детьми - 17 лет, общий медицинский стаж в педиатрии - 40 лет.

Синдром дефицита внимания - это сложный симптомокомплекс, основой которого является незрелость отделов головного мозга, отвечающих за правильное восприятие пространств, окружающих ребёнка. Одна из главных причин дислексии и дисграфии у младших школьников - это нарушения восприятия 3D пространств .

ДИСГРАФИЯ

Письмо - это своеобразный иностранный язык, который ребёнок обязан освоить за год, вдумайтесь. Письмо - сложнейший вид учебной деятельности, в его формировании участвуют все отделы головного мозга ребёнка. То есть, психофизиологической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. Обучение письму - это процесс гармонизации всех перечисленных факторов.

Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Причины дисграфии

Процесс письма проходит несколько стадий: ребёнок «видит» будущее написание слова. Однако у детей с оптическими дисграфиями обнаружен устойчивый дефект ближнего пространства, своеобразное «окно». Пространство за «окном» зеркально перевёрнуто в виде обратной перспективы. Именно поэтому, когда буква или цифра попадает в это окно, ребёнок её так и пишет - зеркально перевёрнутой. Наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. При этом внутреннее проговаривание (внутренняя речь) - частый, но не обязательный этап обучения чтению. Доказательством служит обучение чтению по Гленну Доману, когда ребёнок запоминает целое слово, как иероглиф.

Однако написать слово ребёнку значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены ещё и тем, что или каждый из процессов, необходимых для написания слова, или какая-то часть из них у ребёнка - пока несовершенны.

Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у детей обязательно уже есть диагностические маркеры и предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Помните, дисграфия не исчезнет сама, её нужно корригировать и исправлять . (Подробнее - здесь: .)

ДИСЛЕКСИЯ

Дислекси́я - нарушение чтения . Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Дислексия - это стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами, что, как правило, сопровождается недостаточным пониманием прочитанного текста и, как следствие,- неумение пересказать его. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно, и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного или затруднено, или полностью отсутствует (механическое чтение, точнее, озвучивание текста). Как следствие, у таких детей имеются проблемы с математикой (не могут понять условие задачи) и другим предметам (понимание правил, формулировок, понимание общего смысла прочитанного). Отсюда соответствующая успеваемость при сохранном интеллекте.

Причины дислексии

По результатам наших исследований, дислексия и дисграфия в 100% сопровождается синдромом дефицита внимания (СДВ), неважно с гиперактивностью (СДВГ), или без таковой. В свою очередь, СДВ/СДВГ в обязательном порядке сопровождается следующими феноменами:

  • "Феномен разбитого зеркала". Это когда ребёнок видит буквы в зеркальном отображении. Соответственно, так и пишет;
  • "Феномен соскальзывания взгляда". При медленном чтении взгляд ребёнка "срезает" длинные слова, поэтому ребёнок читает вместо "паровоза" - "пароход";
  • Специфические психофизиологические блокировки аудиального канала. 100% детей с дисграфией "не слышат" указания учителя, объяснения нового материала.

В результате новейших инновационных исследований психофизиологов, а также специалистов по оптической физике и восприятию 3D пространств, нам стали понятны причины этого расстройства (не заболевания!). Поэтому устранить дисграфию и дислексию стало достаточно просто. Но это не значит, что не нужно работать над этим. Родителям следует обратиться за помощью к школьному логопеду или дефектологу, чётко выполнять все рекомендации специалиста, и положительный результат обязательно придёт. Нами разработаны методы диагностики и коррекции, которые легко нормализуют данный дефект у ребёнка. (Авторы имеют пакет патентов на изобретения от правительства США, патенты России в области психофизиологии 3D пространств.

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые Родители, если у вашего ребёнка есть вот такие проблемы, пожалуйста, обратитесь к вашему логопеду, дефектологу.

Именно в России есть целая армия действительно высококвалифицированных профессионалов!

Мы же работаем только с особо сложными ситуациями…

Как записаться на приём:

на консультацию на сайте, и мы обязательно с Вами свяжемся.

УСПЕХОВ!

Начался новый учебный год, а с ним, помимо радости от встречи с друзьями, малыша могут ждать проблемы . Как это ни грустно, но число школьников, испытывающих трудности с обучением, растет с каждым годом. По данным из разных источников от 10 до 20% всех участников сталкиваются со сложностями в детском саду или школе, не смотря на вполне нормальный уровень интеллекта и отсутствие нарушений со стороны зрения и слуха.

У вашего ребенка плохо получается овладеть словом и письмом? Не торопитесь вешать на него ярлыки, возможно вопрос тут не только в желании и умении, речь может идти о гораздо более серьезных проблемах - малыш физически не в состоянии овладеть необходимыми навыками наравне со всеми. Сегодня мы хотим рассказать вам о дислексии и дисграфии .

Дислексия - вид специфического нарушения обучения. Выражается в неспособности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Имеет неврологическую природу: у людей, страдающих дислексией определённые зоны мозга функционально менее активны, а также существуют изменения в структуре мозговой ткани.

Дисграфия - неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Распознаем проблему

Детки с проблемами дислексии или дисграфии, как правило, ничем не отличаются от обычных ребятишек, наравне с другими они общительны, любознательны, интересуются новым и заводят друзей.

В дошкольном возрасте выявить недуг полностью нельзя , однако заметить предрасположенность - вполне реально. Дислексия и дисграфия приобретаются в раннем возрасте и часто встречаются в сочетании . Возникают они на фоне нарушения устной , проблем с и . Еще одна зона риска - двуязычные семьи и детки-левши.

Задача родителей : если еще в дошкольном возрасте вы заметили у ребенка задержку или общее недоразвитие речи, обязательно обсудите этот вопрос со специалистом. Не игнорируйте . Дислексию и дисграфию нельзя перерасти, а раннее коррекционное обучение позволит минимизировать дефект. Без коррекции ребенок будет все больше отставать от своих сверстников, а трудности будут возникать во всех сферах обучения.

Сложности возникают чаще всего в начальных классах школы , когда дети познают процесс написания букв алфавита.

Ребенок-дисграфик абсолютно искренне не замечает, что он пишет лишнюю палочку в букве «М» или регулярно забывает хвостик у буквы «Ц». А похожие по начертанию «Т» и «Г» или «А» и «Л», вообще могут казаться ему одинаковыми.

Из-за нарушения внимания и памяти малыш медленно и с большими трудностями усваивает достаточно простой учебный материал.

В зависимости от обстановки в коллективе и профессионализма учителя такой ребенок может стать объектом для детских насмешек , а преподаватель попросту готов махнуть на него рукой. Плохие оценки, неудачи в обучении и ощущение, что у него ничего не получается, ухудшает психологическое состояние школьника : у него страдает самооценка, формируются комплексы и полностью пропадает интерес к учебе.

Психолог Наталья Компаниец рассказывает : «Подобные нарушения достаточно сильно травмируют детскую психику. Не позволяйте себе или учителю стыдить сына или дочь за безграмотность, учите правильно реагировать на критику окружающих детей, вселяйте в ребенка веру в собственные силы».

Диагностируем признаки нарушения

Если у вашего маленького школьника возникают проблемы на уроках чтения или письма, это совсем не означает, что он страдает дислексией или дисграфией.

Поступив в школу, многие детки делают ошибки , и это нормально, ведь они только вступают на пут знаний. Ваш ребенок может медленно и с трудом , не очень хорошо запоминать, а его тетрадь по письму может быть весьма далека от идеала каллиграфии.

Родителям важно понимать существенную разницу между первоклассником, который испытывает трудности и ребенком, страдающим дислексией или дисграфией.

Состоит она в том, что ошибки обычного второклассника скорее механические , или же он допускает их от невнимательности. Также его ошибки могут видоизменяться , например, пропустив букву в определенном слове один раз, в следующий раз ребенок вряд ли пропустит именно ее.

Ошибки ребенка с дислексией и дисграфией - постоянные, регулярные, стабильные и одинаковые. Например, сколько бы вы не говорили, что слово «корова» пишется через все буквы «о», ребенок будет всегда писать его как «карова».

Здоровый ребенок с помощью родителей и педагогов гарантированно улучшит свои результаты, а малыши дислектик или дисграфик посредством освоения обычной школьной программы сделать этого не смогут . Они прилагают большие усилия, стараясь как можно лучше выполнять учебные задания, но часто результаты не соответствуют количеству затраченного времени.

Детский психолог Алла Гуртавцова рассказывает : «Чтобы не пропустить у своего ребенка дислексию или дисграфию родителям важно обращать внимание на некоторые признаки. Если у малыша возникают сложности в освоении алфавита, он медленно читает, не знает, какая буква соответствует какому звуку, может читать только знакомые слова, у него низкий словарный запас, и он часто неправильно употребляет слова в речи, на это нельзя закрывать глаза! Стоит обязательно обратиться за помощью к психологу или логопеду».

Больше информации о заболеваниях вы можете найти .

Какие еще признаки должны вызвать обеспокоенность мамы и папы?

Признаки дислексии :

  • Ребенок, читая, воспринимает слова изолированно, не связывает их с другими словами в предложении.
  • Употребляет слова неточно, не знает значения многих обычных слов.
  • Неправильно согласовывает род, число и падеж в словосочетаниях, например, говорит «красивый песня» или «девочка сказал».

Признаки дисграфии :

  • Нарушено звукопроизношение, ребенок пишет так, как произносит.
  • Не использует заглавные буквы.
  • Пишет буквы отзеркалено или переворачивает их вверх тормашками.
  • С трудом запоминает грамматические правила, не применяет их на практике.
  • Пропускает, переставляет местами или вставляет лишние слоги и буквы в словах.
  • Искажает структуру слова, заменяет гласные буквы на согласные.
  • Слитно пишет и произносит многие слова либо делит их неправильно.
  • Не использует смягчения согласных.
  • Пропускает слова в предложении.
  • Не умеет определять границы предложения в тексте, многие предложении пишет слитно.

Обнаружили 3-4 признака у ребенка? Время отправляться к специалисту - логопеду или психологу.

Помните, что детки-дислексики и дисграфики часто обладают неординарными способностями и могут достичь грандиозных успехов , например, в музыке, актерском мастерстве или живописи. Не зря среди известных дислектиков такие личности как Леонардо да Винчи, Владимир Маяковский, Том Круз, Кира Найтли, Киану Ривз, Мерилин Монро, Квентин Тарантино, Лив Тайлер, Энтони Хопкинс, Стив Джобс, Дастин Хоффман, Шер, Дэниел Рэдклифф, Голдберг, Федор Бондарчук, Стивен Спилберг, Томас Эдисон, Нельсон Рокфеллер, Генри Форд, Агата Кристи, шведский король Карл XXVI и принцесса Виктория.

Уверены, если вы вовремя поможете своему малышу, он тоже обязательно добьется головокружительных успехов, которыми будет радовать своих любимых родителей!

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» -- для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» -- для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях.Термин «дислексия» введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв. В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью .

Дислексия -- частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия -- это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным.

Рейнхольд Фолль считает, что встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.

Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии).

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дети ошибочно прочитывают сложные по структуре слоги и слова, путают сходные по начертанию буквы. Разнообразные нарушения чтения, по мнению авторов, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса, сукцессивных и симультанных процессов.

Таким образом в этиологии дислексии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии «цепочка» детских инфекций, травмы головы).

Проблема дислексии довольно тесно связанна с проблемой нарушения письма, т.е. с дисграфией. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания.Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования. Нарушение письма часто сопровождается недостатками чтения, которые также обусловлены отклонениями в развитии устной речи. Нарушение чтения у детей распространяется как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и понимание прочитанного (Т.П. Бессонова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, и др.)

Итак, исходя из данного материала, мы понимаем, что проблема дислексии и дисграфии актуальна, как и в прошлом, так и в настоящее время. Большее внимание, в отношении данного отклонения, уделяется детям раннего возраста.

Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребеночка от 1 годика и до 3 лет. Это очень захватывающий возраст, при котором малыш интенсивно впитывает всю информацию, а родители стараются развивать в малыше все необходимые качества, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Каждая стадия психического развития ребенка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма. Возможности развивающегося организма постоянно возрастают. Еще в процессе кормления у грудного ребенка возникают ориентировочные реакции на зрительные и слуховые стимулы. Как известно, мать во время кормления говорит со своим малышом, следовательно, у него формируется слуховая реакция. Малыш начинает фиксировать взгляд на шевелящихся губах матери, а затем прослеживает ее движения без поворота головы, то есть возникает глазодвигательная реакция, порожденная ситуацией кормления. Потом он начинает реагировать «комплексом оживления» на улыбку матери, на ее появление. Подъем головы, движения ручками и ножками, перевороты с живота на спину и со спины на живот -- все это предпосылки постепенного овладения навыками прямостояния, а позже ходьбой. При этом физически малыш крепнет с каждым днем. Наряду с развитием физических возможностей организма, у ребенка формируются ориентировочно-исследовательские действия в окружающей среде, неотъемлемой частью которой является действующий и поощряющий активность ребенка взрослый.

Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития), определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

В каждом психологическом возрасте можно выделить главную задачу -- генетическую задачу развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений «ребенок -- взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода к следующему возрастному этапу.

На первом году жизни ведущей деятельностью является эмоционально-личностное общение младенца со взрослым. Значение ранних форм общения со взрослым показано в исследованиях Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, М. П. Денисовой и др. В их трудах доказано, что к трем месяцам бурное развитие «комплекса оживления» является показателем нормального развития малыша, поскольку свидетельствует о возникновении у ребенка первой социальной потребности -- быть рядом со взрослым, ощущать его, видеть, улыбаться, эмоционально реагировать на его физическое присутствие. Стимулирование этого комплекса взрослым способствует прогрессивному психическому развитию ребенка, создает предпосылки для его общего психофизического развития.

На пятом-шестом месяце жизни у ребенка появляется потребность в ориентировочно-исследовательских реакциях в ответ на зрительные и слуховые стимулы, которые существенно обогащают его эмоционально-ситуативное общение со взрослым и являются основой для формирования новых мотивов, необходимых для манипуляций предметами из ближайшего окружения малыша.

К концу первого года жизни ребенок начинает осваивать действия с предметами. В результате общение малыша со взрослым приобретает иной смысл: возникает первоначальное эмоционально-деловое сотрудничество. Ребенок схватывает игрушки, удерживает их, рассматривает, пытается действовать с ними. Овладение действиями с предметами не только совершенствует двигательные навыки ребенка, но и обеспечивает его первоначальное знакомство с предметным миром. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, роль взрослого в этом общении состоит в том, что он вводит ребенка в мир окружающих предметов, каждый из которых обладает собственным общественно значимым содержанием. Он учит малыша действовать с этими предметами. Усваивая способы действия с предметами, ребенок присваивает Общественно-исторический опыт, выработанный человечеством. Таким образом, через предметные действия ребенок включается в систему отношений «ребенок -- общественный предмет». Вслед за этим формируется система «ребенок -- общественный взрослый», в которой взрослый помогает ребенку понять смысл выполняемой деятельности и на основе этого строить свои отношения с другими людьми. Особенно важными для психического развития ребенка являются соотносящие и орудийные действия, бурное развитие которых наблюдается на втором году его жизни. Учась соотносить свои действия по закрыванию коробочек, кастрюлек с действиями взрослого, обучаясь есть ложкой, черкать карандашом, стучать молоточком, ребенок не только приобретает опыт активного практического взаимодействия с различными предметами, но и развивает свое наглядно-действенное мышление. При нормальном развитии к концу раннего возраста (к трем годам) у ребенка складывается деловое общение со взрослым, он готов к сотрудничеству, и в этом сотрудничестве у него формируются предпосылки для возникновения игровой и продуктивной деятельности.

Таким образом, развитие ребенка в раннем возрасте направленно на совместное созревание стадий психического развития и созревания физиологических систем организма.

Дислексия, дисграфия и их профилактика в раннем возрасте

Нарушения психоневрологического характера у детей сначала вызывают недоумение и шок у родителей, а иногда и неверные выводы об умственной отсталости ребенка. Могут их принимать и за нежелание малыша «хорошо учиться». Дисграфия и дислексия часто становятся основой для подобных мыслей и выводов.


Что такое дисграфия и дислексия?

Нарушение письма, дисграфия (от греч. «сложность с письмом»), создаёт большие трудности у детей с овладением данным навыком. Важно понимать, что такое нарушение распространено среди детей с достаточно нормальным интеллектуальным уровнем. Выполненные упражнения, не говоря уже о диктантах, будут содержать большое количество грамматических ошибок, ребенок не будет использовать знаки препинания либо заглавные буквы. Почерк, при этом нарушении, также далёк от должного уровня.

Наращивая негативный опыт своих графических проблем, дети со временем стараются изъясняться при письме короткими фразами, но даже это ограничение не исключает их грубых ошибок в используемых словах. Дальше это может перерастать только в ещё большее осознание своих проблем, перевода их в свои личностные качества неполноценности, доходя до депрессивных состояний. Школьники могут отказываться от посещения уроков языка, выполнения письменных заданий и даже любых бытовых задач, связанных с письмом.

(от греч. «сложность со словом»), являясь нарушением чтения, проявляется не постоянно, избирательно, но при стойком повторении, при сравнительно хороших успехах в освоении других учебных навыков. Показателем данного нарушения является пропуск букв, пропуск начальных слогов, слов, перемена букв местами, искажение звучания слов, добавление лишних звуков, пропуск звуков, невысокая скорость чтения. Мальчики страдают в 4 раза чаще этим нарушением, чем девочки. Почти 8% школьников подвержены дислексии.

При дислексии ребенок теряет возможность четко воспринимать некоторые звуки на слух, а потом и использовать в своей речи (даже письменной) и при чтении. Особенно плохо различаются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б» и т.п.

Исходя из этих сложностей, дети с данными нарушениями испытывают большие трудности и при написании изложений, пересказе текста. Нарушается понимание прочитанного на уровне слова, предложения, текста, но, при этом, расстройств технической стороны письма может не наблюдаться.

Диагноз на подобные нарушения может быть установлен невропатологом или психотерапевтом. Часто дисграфия и дислексия сопровождаются общим недоразвитием речи. Первые наиболее явные признаки этих нарушений обычно проявляются в возрасте около 6 лет, либо уже более ярко выражены ко 2-му классу. Данные нарушения могут оказывать значительное влияние на развитие ребенка, на его психическое состояние.


Причины дисграфии, дислексии

Среди перечня возможных причин вышеперечисленных нарушений специалисты выделяют следующие, наиболее распространенные:

Формы дисграфии и дислексии

Проявление нарушений письма и чтения может относиться к одной из выведенных форм:

  • акустическая (фонематическая; дети плохо слышат звуковой состав слова, путают звуки, у них они сливаются в словах, или сами слова сливаются друг с другом; при чтении путаются буквы, переставляются слоги, пропускаются согласные; в письме ребенок заменяет буквы в соответствие с «услышанными» близкими звуками: «щетка-четка»; с такой формой нарушений сложно ребенку усвоить правила правописания, не чувствует связи слов, не может сделать обобщения слов);
  • моторная (отмечается нарушением движений глаз при чтении, трудности в овладении закономерностями поисковых движений глаз при чтении и характерными движениями руки при письме);
  • оптическая (проявляется неустойчивостью зрительных представлений, впечатлений; при зрительном восприятии могут нарушаться, смешиваться, видоизменяться схожие по написанию буквы «Г-Т», «З-Э», «Л-Д»; отмечается и зеркальное воспроизведение буквы (чаще у левшей); в букве, при такой форме нарушения, могут пропустить или добавить лишний элемент, перевернуть букву).

Кроме этих форм, некоторые специалисты также относят к дисграфии дизорфографию . Ребенок затрудняется в применении на письме знакомых ему правил, не видит ошибку и не может её исправить. Могут возникать и трудности с применением правил синтаксического характера. Форма подобных нарушений может проявляться не только в начале обучения (хотя и более явно выражено), но и в средних классах, и в старших.

Встречается также вторичное проявление дисграфии и дислексии, которое отличается отсутствием типичных побуждающих факторов к ним. В этом случае провокатором может стать недостаток произвольной концентрации, распределения и переключения внимания, медленный темп чтения и письма (для устранения нарушений необходимо просто замедлить темп), пониженная слухо-речевая память.

Первым и необходимым шагом к коррекции нарушений письма и чтения является консультация у специалиста. В поддержку рекомендаций специалиста родителям важно придерживаться хотя бы некоторых моментов:

  • позитивный настрой на перемены к лучшему, поощрение успехов ребенка;
  • попросите учителя пока не привлекать вашего ребенка к проверке скорости чтения либо позволить прочитывать текст без времени (если наблюдается дислексия);
  • предлагать ребенку читать медленно с явно выраженной артикуляцией;
  • корректируя дисграфию, можно начать с коррекции различения звуков (особенно при акустической форме нарушений);
  • при дисграфии можно каждый день (на 5 мин.) давать ребенку задание: вычеркивать определенные буквы в тексте (но не в газетном); при усложнении можно одни вычеркивать, а другие обводить - хорошо, если это будут «схожие» буквы);
  • вводить медленное (но внимательное) списывание текста;
  • для развития моторики руки, улучшения взаимной работы полушарий можно записать ребенка на музыку;
  • многие упражнения должны проходить в игровой форме («игра в слова» - хорошая дополнительная тренировка);
  • придерживаться системного соблюдения всех рекомендаций, которые даст специалист после диагностики нарушений ребенка.

На сегодняшний день уже разработано достаточное количество методик, способных помочь ребенку с нарушениями письма и речи. Существует даже компьютерный вид коррекции. Проявите внимание к трудностям ребенка и, при необходимости, сразу обратитесь к специалисту.

Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"

Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и учителей, ошибки при чтении и на письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова делать два: и и гра игра и т.п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушены процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия).

Что же такое дисграфия и дислексия?

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «Г-К», «З-С», «Ж-Ш». поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки , повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комнкта;
  2. пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей ;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки ;
  4. перестановки букв и слогов: онко – окно ;
  5. недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках ;
  6. наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант ;
  7. искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи ;
  8. смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка;
  9. слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов ;
  10. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. замерзла речка. Птицам голодно .
  11. нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, лог – лёг .

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушение согласования слов: с еловый ветки –с еловой ветки, огромная бабочки – огромные бабочки ;
  2. нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли ;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т , д-б, д-в;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш , ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц , ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, ю, з;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): З а з омом росла м ам ина. - За домом росла малина; антиципации (предвосхищение, упреждение): Д од небом л ол убым. – Под небом голубым.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребёнок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибками, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нём участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, т. е. наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной информации;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной облостях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если не четко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребёнок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «еле языком ворочает…», - их называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более глубинные факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга отвечает за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находиться в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена.

Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредствам изображения на скалах, бересте и т. д.).

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшевство. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и с другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.

Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать?

Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия или дислексия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобиться целый год занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц… стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улудшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией :

  • ежедневно в течение 5 минут ребенок в любом тексте (кроме газетного)зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 минут) улучшается качество письма.
  • каждый день пишите короткие диктанты карандашом . Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Пишите тексты по 15-20 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  • давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил :

  • на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных троек и двоек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  • откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксирует в его памяти как негативный опыт.
  • не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
© 2024 Бизнес. Регистрация. Документы. Заявления