Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Планирование закупок - это что такое? План закупок в бюджетном планировании. Планирование и способы закупок на поставку товаров для муниципальных нужд Основные задачи: разбирая примеры закупки

Этап I. Собрать информацию о потребностях заказчика

Определить и сформулировать предмет закупок (товаров, работ, услуг), установить требуемый объем закупаемой продукции, ее качественные характеристики и время поставки), а также выделенные заказчику объемы финансирования, планируемые внебюджетные поступления, код вида расходов согласно бюджетной классификации.

Указанная информация требуется для присвоения закупкам идентификационного кода, их обоснования и заполнения формы плана.

Этап II. Провести анализ и обобщение собранной информации, ее классификацию по видам закупаемых товаров, работ, услуг, а также по периодам (например, кварталам), в которых должны быть произведены закупки.

На этом этапе необходимо осуществлять мониторинг и оценку целесообразности осуществления конкретных закупок, отвечая на следующие вопросы:

Какие потребности будут удовлетворены посредством закупки данной продукции?

Кто является потребителем закупаемой продукции и каково их количество (например, если продукция закупается для реализации какой-либо социальной программы, то объем должен соответствовать количеству прямых бла- гополучателей)?

Закупалась ли ранее подобная продукция, если да, то объем должен быть скорректирован с учетом остатков ранее закупленной продукции.

Существуют ли альтернативные возможности удовлетворения данной потребности заказчика, если да, то какова ориентировочная стоимость альтернативного варианта и каковы причины отказ от него?

Этап III. Определить стратегию закупок на основе изучения соответствующего рынка: выбрать оптимальные способы осуществления выбора поставщиков с учетом ранее проведенного анализа; определить объем закупок, подлежащих закупке у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Этап IV. Определить, какие закупки планируются в упрощенном порядке

Целесообразно заранее выяснить, закупки каких товаров (работ, услуг) планируются в таком порядке. В отношении них не нужно определять код объекта закупки для формирования идентификационного кода 25 26 и отражать в плане каждый товар (работу, услугу) отдельно.

Обобщенная информация о них указывается одной строкой по каждому коду вида расходов в размере годового объема финансового обеспечения по каждому из следующих объектов закупки:

  • а) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (п. 7 ч. 2 ст. 83);
  • б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. р. (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • в) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. р. (п. 5 ч. 1 ст. 93);
  • г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93), а также связанные с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • 25 Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 №422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2016).
  • д) преподавательские услуги, а также услуг экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93);
  • е) услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо-и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов (п. 23 ч. 1 ст. 93);
  • ж) работы, связанные со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (п. 42 ч. 1 ст. 93);
  • з) услуги по предоставлению права доступа к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (п. 44 ч. 1 ст. 93).

По закупкам, перечисленным выше (информация о которых включается в план закупок одной строкой), не указывается:

  • - наименование объекта и (или) объектов закупки - вместо него указывается положение Федерального закона, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • - сведения об обязательном общественном обсуждении закупки («да» или «нет») в соответствии со ст. 20 Федерального закона;
  • - дата, содержание и обоснование вносимых в план закупок изменений.

Этап V. Присвоить закупкам идентификационные коды

Для каждой закупки в плане нужно указать идентификационный код. Такой код формируется из следующих элементов:

(год закупки) + (идентификационный код заказчика) + (номер закупки) + («000») + (код объекта закупки) + (код вида расходов)

Номер закупки состоит из четырех знаков. Значение от 0001 до 9999 присваивается в порядке возрастания в пределах года закупки. Следовательно, нумерация закупок каждого следующего года начинается с 0001.

Например, десятая закупка, запланированная на 2017 г., и десятая закупка 2018 г. будут иметь один и тот же номер - 0010.

Этап VI. Обосновать закупки

Обоснование составляется по утвержденной форме, которая прилагается к плану закупок и представляет собой таблицу из 7 столбцов.

  • 1 столбец - номер объекта закупки;
  • 2 столбец - идентификационный код закупки;
  • 3 столбец - наименование объекта закупки;
  • 4 и 5 столбец - цель закупки (в 4-м указывается наименование государственной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования) в случае, если закупка планируется в рамках указанной программы, а в 5-м - наименование мероприятия государственной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора Российской Федерации);
  • 6 столбец - обоснование соответствия закупки выбранной цели;
  • 7 столбец - правовые акты в сфере нормирования закупок, устанавливающие требования в отношении объекта закупки (требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных заказчиков (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084) или правовые акты, устанавливающие требования к приобретаемым товарам (работам, услугам) (ч. 5 ст. 19 Закона № 44-ФЗ)).

Сведения о некоторых товарах, работах, услугах в нее не вносятся - это закупки у единственного поставщика на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (данные о них в плане закупок приводятся обобщенно: конкретные наименования товаров (работ, услуг) не указываются).

Этап VII. Заполнить форму плана закупок

Этап VIII. Представить план главному распорядителю средств бюджета (учредителю)

План закупок представляется главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации (далее - главные распорядители) в установленные ими сроки; корректируется при необходимости по согласованию с главными распорядителями планы закупок в процессе составления проектов бюджетных смет и представления главными распорядителями при составлении проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; утверждают после уточнения и доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерациив в срок, установленный п. 2 Правил, сформированные планы закупок и уведомляют об этом главного распорядителя.

Этап IX. Утвердить план закупок

Планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней (должен подписать (утвердить) руководитель организации либо иное уполномоченное лицо) после доведения до соответствующего государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Этап X. Разместить план закупок в ЕИС

Утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17).

Порядок размещения плана закупок описан в Руководстве пользователя по 44-ФЗ, которое находится на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru, раздел «Документы», подраздел «Обучающие материалы»).

Этап XI. Мониторинг хода осуществления закупок и корректировка плана в случае возникновения производственной необходимости либо непредвиденных обстоятельств

Для внесения изменений необходимо сформировать заявку (издать приказ) на внесение изменений в план, после чего можно изменить электронную версию плана закупок и разместить ее в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений (сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются). В заявке (приказе) указывается правовое основание внесения изменений и их содержание.

В 2016 г. после 30 сентября получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг не допускается (за исключением поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в рамках реализации государственного оборонного заказа, а также закупок товаров, работ, услуг федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, источником финансового обеспечения которых являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду) .

Исключением также являются закупки товаров, работ и услуг в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства Российской Федерации, устанавливающими возможность принятия указанных обязательств после 30 сентября 2016 г.

Получатели средств федерального бюджета до 5 октября 2016 г. представляют в территориальные органы Федерального казначейства информацию:

  • - о планируемых закупках, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до 30 сентября 2016 г.;
  • -об общей сумме закупок товаров, работ, услуг, которые планируется осуществить у единственного поставщика в соответствии с п. п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ после 30 сентября 2016 г. согласно информации, включенной в план-график закупок;
  • - о закупках товаров, работ, услуг в размере, не превышающем 10 % суммы не использованных по состоянию на 30 сентября 2016 г. лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Территориальные органы Федерального казначейства на основании информации, предоставленной им, в порядке и в сроки, которые установлены Министерством финансов РФ, осуществляют отзыв соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 № 1456 (с изм. и доп.от 19.09.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на2016 г.» и письмо Минфина России и Федерального казначейства от 15.08.2016 № 09-02-08 /47631, 07-04-05/03-628 «О разъяснении отдельных положений ПП РФ № 1456» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.11.2016).

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете планирование закупок согласно ст.16 44-ФЗ предусматривает формирование плана закупок на трехлетний период и на один год. Причем эти два документа должны формироваться и использоваться в работе одновременно. Т.е. в 2016 году заказчики начнут готовить эти документы на период 2017-2019 г.г. В этой статье мы с вами подробно поговорим о планах закупок. Разберемся, что они собой представляют, какую информацию в себе содержат, а также где и кем размещаются. Материал статьи будет полезен, как заказчикам, так и участникам закупок.

1. Что такое план закупок?

План закупок — это документ, содержащий в себе перечень нужд (товаров, работ, услуг), в которых нуждается государственный (муниципальный) заказчик, а также информацию о средствах, выделенных для обеспечения этих нужд.

Общие требования к планам закупок установлены статьей 17 44-ФЗ.

План закупок составляется заказчиком на 3-и года (п.4 ст.17 44-ФЗ). В том случае, если срок закупки превышает три года, информация вносится в план закупок (далее — ПЗ) на весь период закупки. Первые ПЗ заказчиков должны быть сформированы на период 2017-2019 г.г.

Требования к форме ПЗ и порядок размещения таких планов в устанавливаются Правительством РФ. Также Правительством РФ устанавливаются:

  • порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ для обеспечения федеральных нужд;
  • требования к порядку формирования, утверждения и ведения ПЗ в субъектах РФ и муниципальных образованиях (Примечание: Эти требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»)

2. Какая информация должна содержаться в плане закупок?

Согласно ч.2 ст.17 44-ФЗ в ПЗ должна содержаться следующая информация:

1. идентификационный код закупки (Примечание: Данный код формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию);

2. цель осуществления закупки;

3. наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;

4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

5. сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6. обоснование закупки (Примечание: Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Обоснование закупки является приложением к плану закупок. Правила обоснования, а также формы обоснования закупок определены Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»);

7. информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);

8. информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;

9. дополнительная информация, предусмотренная для включения в ПЗ Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

Примечание: План закупок вы можете сделать автоматически в программе .

3. Форма плана закупок

Нормативное правовое регулирование планирования закупок осуществляется по уровням бюджетного финансирования. Т.е. форма, порядок формирования, утверждения, размещения ПЗ устанавливаются для заказчиков каждого уровня бюджетного финансирования соответственно:

  • для заказчика федерального уровня (Правительством РФ);
  • для заказчиков уровня субъекта РФ (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);
  • для муниципальных заказчиков (местными администрациями).

Таким образом, заказчикам федерального уровня при подготовке ПЗ необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

(xls, 39 Кб).

А для заказчиков уровня субъекта РФ и муниципальных заказчиков необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг», а также порядком ведения ПЗ, утвержденным субъектом РФ (местной администрацией).

Т.е. субъекты РФ и муниципальные образования устанавливают порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ на своем уровне с учетом требований Постановления № 1043, и имеют возможность корректировать следующие параметры:

  • сроки формирования ПЗ;
  • основания для внесения изменений в ПЗ (помимо тех, что предусмотрены Правительством РФ);
  • дополнительные сведения, включаемые в формы ПЗ.

(xls, 39 Кб).

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч.7 ст.17 44-ФЗ).

План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ч.8 ст.17 44-ФЗ).

4. Внесение изменений в планы закупок

Согласно ч.6 ст. 17 44-ФЗ ПЗ подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением целей осуществления закупок и требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие изменениям, вносимым в федеральный бюджет (бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты) на текущий финансовый год и плановый период;

3) реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;

4) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;

5) использования в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;

6) в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок.

5. Публикация плана закупок

Утвержденный ПЗ подлежит размещению в в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч.9 ст.17 44-ФЗ).

Также заказчики вправе размещать ПЗ на своих сайтах в сети интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях (ч.10 ст.17 44-ФЗ).

О том, как составить план закупок и план-график закупок на 2016 год рассказывается в этом видео:

Вот мы с вами и рассмотрели, что собой представляют планы закупок по 44-ФЗ. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

6) иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

3) порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе.

4. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 , частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

5. Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.

6. План-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

7. План-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

8. Планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

5) в иных случаях, установленных порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

9. Внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

10. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

11. Особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Планирование закупок (ведение планов и планов-графиков закупок). Обоснование закупок. Общественное обсуждение закупок

Планирование закупок. К нормативным правовым актам, регулирующим планирование закупок, кроме Закона о закупках (ст. 17, 21), относятся:

  • постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»;
  • постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;
  • постановление Правительства РФ от 00.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»;
  • постановление Правительства РФ от 29.11.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия утвержденного бюджета на очередной финансовый год и плановый период соответствующего публично-правового образования или государственного внебюджетного фонда.

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В план закупок включается следующая информация:

  • 2) цель осуществления закупки (наименование мероприятия государственной программы Российской Федерации либо непрограммные направления деятельности (функции, полномочия); ожидаемый результат реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации);
  • 3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
  • 4) планируемый год размещения извещения, направления приглашения, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • 5) объем финансового обеспечения (отдельно на текущий финансовый год, на плановый период, на последующие годы);
  • 6) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 7) информация о применении при осуществлении закупок дополнительных «квалификационных» требований к участникам закупки;
  • 8) информация о проведении общественного обсуждения закупки (да или нет).

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

^идентификационный код закупки;

  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о закупках, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата 11редусмотрены поэтапно);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта;
  • 9) информация о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в закупках или организациям инвалидов в закупках;
  • 10) осуществление закупки только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (да или нет);
  • 11) применение национального режима при осуществлении закупки;
  • 12) информация о проведении общественного обсуждения закупки.

План закупок и план-график подлежат утверждению заказчиком в один

и тот же срок - в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств (лимитов бюджетных обязательств) или утверждения плана финансово- хозя й стве н н ой дсятел ьности.

Утвержденные план закупок и план-график подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

Как видно, из предыдущего описания план закупок и план-график являются похожими документами. Идеологически план закупок должен быть документом более верхнего уровня, предусматривающим прогноз нужд, которые необходимы заказчику на период бюджетного планирования. Фактически этот документ нужен для подготовки бюджетных проектировок для составления проекта бюджета в части расходов на государственные (муниципальные) закупки соответствующих получателей бюджетных средств. Формально план закупок утверждается уже после утверждения бюджета, но по факту именно данные плана закупок ложатся в основу бюджетного планирования.

План-график - это технический документ, который предусматривает не общие нужды, а конкретные закупки, их сроки и иные параметры (способ закупки, размер обеспечения и т.д.). Если в плане закупок может планироваться удовлетворение общей нужды (например, снабжение офисов заказчика канцелярской продукцией и офисной бумагой на протяжении всего срока бюджетного планирования, то в плане-графике предусматривается закупка но конкретному лоту (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные отличия плана закупок и плана-графика

Параметры сравнения

План закупок

План-график

Горизонт планирования

Срок действия бюджета

Один финансовый год

Единица планирования

Объекты закупок без обязательной привязки к конкретному лоту

Конкретная закупка (лот)

Основание планирования

План закупок

Способ планирования финансового обеспечения

Определяется предельный объем финансового обеспечения

Определяется начальная (максимальная) цена конкретного контракта

Планирование конкретных характеристик закупки (способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя, размера обеспечения заявки и пр.)

Таким образом, план закупок по своему характеру в большей степени является документом «стратегического» планирования закупок, а план- график - документом «тактического» планирования закупочной деятельности.

Между тем в настоящее время, когда нормы о планировании закупок в полном объеме вступили в силу только с 1 января 2016 г. и практика планирования закупок только начинает нарабатываться, идеология описанного выше подхода законодателя к регулированию планирования закупок полностью не реализуется. До сих пор горизонт планирования закупок в рамках плана закупок и плана-графика один и тот же. В условиях отсутствия четких методических рекомендаций и сформированной надлежащей практики планирования закупок и контроля за ее соблюдением план закупок и план-график превращаются в дублирующие документы.

В план закупок и план-график должны своевременно вноситься изменения. С 1 января 2017 г. вступила в силу норма, согласно которой закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

КоАП РФ в 2016 г. был дополнен составами административных правонарушений в сфере планирования закупок. Если раньше жесткое соответствие между планом закупок (планом-графиком) и фактически осуществляемыми закупками контролирующими органами не отслеживалось, то теперь установлена специальная ответственность за размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки или в случае, если информация о такой закупке вообще не включена в план- график.

Обоснование закупок. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика.

При формировании плана-закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о закупках.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки.

По результатам аудита в сфере закупок (осуществляется Счетной РФ,

контрольно-счетными органами субъектов РФ, контрольно-счетными органами муниципальных образований) и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» детализирует предмет обоснования закупок на соответствующей стадии (при составлении плана закупок и плана-графика). Сведения о предмете обоснования и составе информации, указываемой в документах планирования закупок, указаны в табл. 2.3.

Таблица 23

Состав информации, указываемой в плане закупок и плане-графике

Тип информации

составлении плана закупок

составлении плана- графика

Идентификационный код закупки

Наименование объекта и (или) объектов закупки

Обоснования объекта и (или) объектов закупки

Наименование государственной программы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программноцелевого планирования) в случае, если закупка планируется в рамках указанной программы

Наименование мероприятия государственной программы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора Российской Федерации

Окончание табл. 23

Тип информации

составлении плана закупок

составлении плана- графика

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных в соответствии со ст. 19 Закона о закупках нормативных правовых (правовых) актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта и (или) соответствующих объектов закупки

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подряди и ком, ис пол нителем)

Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Обоснование невозможности применения для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о закупках, а также обоснование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), нс предусмотренного ч. 1 ст. 22 Закона о закупках

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном ст. 22 Закона о закупках

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований)

В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с и. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках («мелкие» закупки с единственным поставщиком, направление работников в служебные командировки, оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами) обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. Подробнее об этом указано в параграфе 3.16 учебника.

По результатам обоснования закупок заполняются специальные формы:

  • отдельно обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок;
  • и отдельно обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.

Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны размещаться в единой информационной системе в виде приложений к плану-графику (плану закупок).

Общественное обсуждение закупок. В соответствии со ст. 20 Закона о закупках Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, нс могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835. В соответствии с ними обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд руб., с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:

  • а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • б) в рамках государственного оборонного заказа;
  • в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона в отдельных случаях;
  • г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Общественное обсуждение закупок проводится в два этапа.

Первый этап начинается с даты размещения в ЕИС плана закупок, содержащего информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению. Срок обсуждения но первому этапу должен составлять не менее 20 дней.

В рамках первого этапа проводится интернет-обсуждение в ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» и очные публичные слушания. В интернет-обсуждении комментарии, предложения и замечания могут оставлять зарегистрированные пользователи. Все комментарии модерируются для исключения употребления пользователями ненормативной лексики. На комментарии в течение двух дней с даты их размещения должен даваться ответ заказчика.

Не позднее 10 дней после окончания срока интернет-обсуждения заказчик должен провести очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке или нескольких закупках.

Информация о дате, времени и месте проведения очных публичных слушаний размещается в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта ЕИС.

Очные публичные слушания являются открытыми. Заказчик не может ограничить кого-либо в праве принять участие в обсуждении. При проведении очных публичных слушаний лицо, осуществляет аудиозапись.

По результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения принимается одно из следующих решений:

  • отмена проведения закупки;
  • продолжение подготовки к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения;
  • продолжение подготовки к проведению закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план закупок (план-график).

В течение двух дней после проведения очных публичных слушаний заказчик размещает в ЕИС протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие замечания, предложения и ответы на них в рамках данного этапа (включая интернет-обсуждение и обсуждение информации о закупке в ходе очных публичных слушаний), а также принятое решение по результатам первого этапа общественного обсуждения закупки. Данный протокол автоматически средствами ЕИС направляется Федеральное казначейство России для целей осуществления надзору в финансово-бюджетной сфере.

Второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в интернет-обсуждении в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта ЕИС информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в ЕИС такого извещения и такой документации.

Обязательное общественное обсуждение на втором этапе завершается за три дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено.

Участники обязательного общественного обсуждения оставляют замечания, предложения, касающиеся соответствия документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик, так же как и на первом этапе, в течение двух дней готовит ответы на соответствующие замечания и предложения.

По результатам второго этапа обязательного общественного обсуждения принимается одно из следующих решений:

  • об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • о продолжении проведения закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке;
  • продолжении проведения закупки с внесением изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке.

После окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения заказчик размещает в ЕИС протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие в рамках данного этапа замечания, предложения и ответы на них, а также принятое заказчиком решение по результатам общественного обсуждения.

Протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения автоматически, средствами ЕИС, направляется в ФАС России.

Начиная разговор о планировании деятельности заказчика в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прежде всего следует отметить, что сам процесс планирования закупок товаров, работ, услуг государственными и муниципальными заказчиками определяется основополагающими целями и принципами ФЗ № 44. Поэтому планирование направлено прежде всего на повышение эффективности использования финансовых ресурсов и результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности закупок, а также предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С начала вступления в силу ФЗ № 44, то есть с 1 января 2014 г., по настоящее время при планировании своей закупочной деятельности в рамках закона о контрактной системе заказчики несут обязанность по формированию единственного документа, отражающего потребности заказчика в товарах, работах, услугах, а также содержащего предполагаемые сроки осуществления закупок. Речь идет о плане-графике.

Однако, как известно, с 1 января 2016 г . вступает в силу порядок двухэтапного планирования, о котором говорится в ч. 1 ст. 16 ФЗ № 44. Двухэтапное планирование представляет собой формирование, утверждение и ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать, утверждать и размещать в установленные сроки еще один документ - план закупок.

Планы закупок

Напоминаем, что ст. 16 «Планирование закупок» и ст. 17 «Планы закупок» ФЗ № 44 вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом планы закупок должны формироваться на срок, соответствующий сроку действия федерального закона (муниципального правового акта) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом положений бюджетного законодательства РФ (ч. 4 ст. 17 ФЗ № 44). Разберемся в этом более подробно.

Работу по разработке проектов планов закупок заказчики должны вести уже в середине 2016 года. В связи с тем, что план закупок, как уже было отмечено, согласно бюджетному законодательству должен быть составлен сроком на три года, в нем должна быть отражена информация обо всех закупках, которые заказчик предполагает осуществить с 2017 по 2019 год включительно.

Таким образом, первые планы закупок на трехлетний период должны быть разработаны и утверждены заказчиками уже в 2016 году.

Многих заказчиков беспокоит вопрос о том, что объективно спрогнозировать потребности в товарах (работах, услугах) для удовлетворения своих нужд сроком на 3 года достаточно сложно. С одной стороны, это действительно так. Однако не следует забывать, что при наличии обоснованной потребности в уже утвержденный и размещенный план закупок заказчик имеет право внести изменения. При этом основания для внесения таких изменений содержатся в документе, определяющем порядок ведения плана закупок.

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее - Постановление № 1043).

Так, п. «а» ч. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок, утвержденных Постановлением № 1043, установлено, что государственные и муниципальные заказчики в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), но не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), формируют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа - главным распорядителям средств местного бюджета) для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.

Схожие, но несколько отличающиеся от указанных сроков требования установлены для бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований).

Кроме того, с 1 января 2016 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 552).

Постановлением № 552 утверждены:

- Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

- требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

Таким образом, с 1 января 2016 г. формирование, утверждение и ведение плана закупок - обязанность заказчика, обусловленная законодательством.

Планы-графики

Что касается порядка работы заказчика над планом-графиком , отметим следующее.

Порядок ведения планов-графиков регламентирован статьей 21 ФЗ № 44, вступающей в силу с 1 января 2016 г. (за исключением части 11, вступающей в силу с 1 января 2017 г.).

Итак, прежде всего заказчику необходимо знать, что план-график содержит перечень товаров работ, услуг, предполагаемых к закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и формируется на финансовый год в соответствии с планами закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ № 44 порядок и особенности размещения, а также форма планов-графиков на 2015 - 2016 годы определены:

1) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 761/20н от 27.12.2011 г. «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» ;

2) совместным Приказом Министерства экономического развития России и Федерального казначейства № 182/7н от 31.03.2015 г. «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 и 2016 годы» (далее - Приказ № 182/7н), вступившего в силу 23 мая 2015 г.

Обращаем внимание: Приказом № 182/7н признаны утратившими силу:

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»;

Совместный приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 29 августа 2014 г. № 528/11н «О внесении изменений в Особенности размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденные совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н».

1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 553).

Постановлением № 553 утверждены:

Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.

© 2024 Бизнес. Регистрация. Документы. Заявления