Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Презентация на тему режим труда и отдыха. Режим труда и отдыха. Всем работникам предоставляются выходные дни

Слайд 2

Режим дня старшеклассника Режим питания Рациональное питание Домашняя работа Сон Биоритмы Тест Результаты теста Как выработать привычку вставать рано? В помощь засоням Ежедневный отдых здоровый образ жизни

Слайд 3

Режим дня старшеклассника

  • Слайд 4

    Режим питания

    Следует поддерживать режим питания. Он должен быть правильным: утром - молочные каши и бутерброд с чаем в обед - первое и второе на ужин - соки.

    Слайд 5

    Рациональное питание

    Обязательно присутствие продуктов повышенной биологической ценности: кисломолочные продукты рыба мясо фрукты овощи

    Слайд 6

    Домашняя работа

    После уроков следует отдыхать в течение 30 мин-1 часа. Домашние задания следует выполнять в порядке их усложнения

    Слайд 7

    Сон

    Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать нужно примерно в одно и тоже время.

    Слайд 8

    Биоритмы

    Совы Жаворонки Голуби

    Слайд 9

    Тест

    1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился(ась) спать? а) после часа ночи; б)до десяти; в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати. 2. Чем подкрепиться с утра - дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения? а) что-то существенное, и побольше; б) Стакан сока или чая; в) Можно вареное яйцо или бутерброд. 3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят? а) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю! б) ближе к вечеру; в) не могу точно вспомнить. 4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта? а) от утреннего чая или кофе; б) от вечернего чаепития; в) мне в общем-то все равно, когда пить чай...

    Слайд 10

    5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного? а) обязательно - часа на полтора-два; б) по-моему, это не обязательно... в) нет. 6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку? а) я иногда готов(а) его разбить; б) в принципе нет; в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне. 7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)? а) сплю, сколько хочу; б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке; в) сложно сказать. 8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте (можно с чье-то помощью). Как точно тебе это удалось? а) получилось меньше минуты; б) получилось больше минуты; в) попал (а) почти в точку.

    Слайд 11

    Подсчитайте количество баллов

  • Слайд 12

    Результаты теста.

    0-18 баллов ЖАВОРОНОК 18-33 балла СОВА 34-48 баллов ГОЛУБЬ

    Слайд 13

    Совы

    Люди-«совы» деятельны больше по вечерам, а днем ходят, как сонные мухи. назад

    Слайд 14

    Жаворонки

    Тех, кто встает рано и успевает с утра многое сделать, называют «жаворонками». назад

    Слайд 15

    Голуби

    У таких людей нет четких установок только рано вставать или, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. назад

    Слайд 16

    Как выработать привычку вставать рано?

    Четко осознайте причину, зачем вы хотите вставать рано (в нашем случае – не опоздать в школу) Наведите будильник на определённое время. Будильник должен выключаться сразу, без возможности «добудки». Будильник должен находиться далеко от кровати. Вы не должны быть в состоянии выключить его лежа в постели. Разместите одежду, которую вы надеваете утром, по дороге к будильнику. Это поможет вам отрезать путь к отступлению (лечь обратно в кровать) и напомнит о серьезности намерения. Утром ешьте много, вечером мало. Вечером замените мясо на фрукты и овощи. Спите лежа на спине на невысокой подушке (или совсем без нее). Проветривайте помещение перед сном Во время сна обеспечьте в комнате тишину и темноту

    СРС на тему: «Природа и человек. Труд, учеба и отдых».Министерство здравоохранения Республики Казахстан
    Карагандинский государственный медицинский университет
    Кафедра русского языка
    СРС
    на тему: «Природа и человек. Труд,
    учеба и отдых».
    Выполнил: ст. гр. 1-002 Стом. Изтелеуова Айнур
    Проверил: канд. филол. наук, ст. преп. Сизов Д.В.
    Караганда 2017

    План:

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    Природа и человек
    Горы Казахстана
    Флора Казахстана
    Фиалка Алтайская
    Фауна Казахстана
    Труд и отдых
    Учеба

    Природа и человек

    Человек не может существовать отдельно без природы.
    Земной шар это дом для человека. Здесь у него есть все
    необходимое для жизни: воздух, вода, еда. Но к сожалению,
    человек часто забывает об этом, и относится к своей
    планете словно поразит, он уничтожает окружающую
    природу, забывая о том, что именно она дает ему жизнь.

    Сейчас человек начинает осознавать свою ошибку. Он
    понимает, что нужно заботиться о своем доме, ведь многие
    поколения еще хотят жить на этой земле. Они хотят дышать
    чистым воздухом, пить чистую воду, и восхищаться
    окружающим миром.

    Горы Казахстана

    Алтайские горы - это удивительный край,
    наделенный природными контрастами от
    каменистых гор до скалистых гребней,
    покрытых вечными снегами.

    Тянь-Шанские горы с
    наивысшей точкой Казахстана
    пиком Хан-Тенгри. Это
    непросто самая высокая гора,
    которую хотят покорить
    заядлые альпинисты - это еще
    и красавица гора, которая
    поражает воображение во время
    заката, отливая багрянокрасным цветом. Природа
    Казахстана умеет удивлять
    даже самых бывалых
    путешественников.

    Флора Казахстана

    Облик каждого ландшафта определяют в первую очередь
    зеленые растения- основа всего живого. В казахстане по
    последним данным, насчитывается 5754 вида высших
    сосудистых растений, в том числе хвощи, папоротники,
    голосеменные и цветковые.

    Фиалка Алтайская

    Отличается самыми крупными цветками из всех казахстанских
    фиалок (насчитывается 30 видов).Селится на лугах и увлажненных
    щебнистых склонах от верхней части лесного пояса до альпийского.
    Встречается от Алтая до Западного Тянь- Шаня, образуя во время
    цветения фиолетовые или желтые “поля”.

    “Человека не может не занимать природа, он
    связан с ней тысячью неразрывных связей, он
    сын ее”.
    И. С. Тургенев

    Фауна Казахстана
    В современной фауне Казахстана 180 вида млекопитающих, 500 видов птиц, 52 вида пресмыкающихся, 12 видов
    земноводных, свыше 100 видов рыб. Более 50 тыс. видов беспозвоночных (насекомые, ракообразные, моллюски,
    черви). Только одних насекомых зарегистрировано более 30 000 видов.

    Труд и отдых
    Труд и отдых являются необходимым состоянием человека для жизни. Сохранить
    работоспособность и крепкое здоровье можно только при правильном сочетании умственного
    и физического труда, а также активного отдыха и сна.

    Режим труда является основой высокой
    работоспособности. Он определяется
    характером и целеустремленностью
    работника. Ритм работы должен быть
    умеренным и правильно подобранным.
    Труд должен приносить удовлетворение,
    а не чувство подавленности. На общее
    психическое состояние работника также
    влияет общий климат на рабочем месте
    и отношение в коллективе. Идеальная
    работа это обстановка, в которой
    сочетаются деловой подход, хорошие
    отношения, творчество и инициатива.

    Отдых требуется для снятия усталости и утомления, также способствует восстановлению
    работоспособности. Но и отдых должен быть мотивированным. А то получается, спишь, спишь, а
    отдохнуть некогда. Лучше некоторую часть отдыха проводит в активном состоянии. Ведь маленькое дело
    лучше большого безделья.

    Сон является одним из видов отдыха.
    Недостаточный отдых, как и бессонница,
    ведет к переутомлению и снижает
    защитные силы организма. Сон – наиболее
    полный вид отдыха, во время которого
    осуществляется интенсивное
    восстановление организма. Особенно в
    клетках головного мозга.

    Учеба - это интересно.
    Ведь это ключ, который
    открывает дверь к
    обширному и
    неиссякаемому миру
    знаний. Не зря ведь
    придумали пословицу:
    "Ученье - свет, а неученье тьма". Она как бы
    подчеркивает, что
    необразованный человек
    ничего не добьется в
    жизни, не узнает нового и
    интересного.

    Учиться, трудится в меру отдыхать и беречь природу

    Список литературы:

    1.
    2.
    3.
    4.
    Александра Долженко: «Учеба» //Режим доступа: https://otvet.mail.ru/question/85548380
    «Режим труда и отдыха»//Режим доступа: www.bessonnize.net/23_rezhim.html
    Валерий М. “В самом центре Евразии”.- Караганда-1998
    Иващенко А. А. “Иващенко” Ростительный мир Казахстана.- Научно популярное издание.- Алматы:ОАО
    “Алматыкітап”, 2004.

    Понятие рабочего времени
    Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами
    внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять
    трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ,
    другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
    Федерации относятся к рабочему времени. (ст. 91 ТК РФ)
    Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в
    неделю.
    Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается (ст. 92 ТК РФ):
    для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;
    для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;
    для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;
    для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий
    труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36
    часов в неделю.
    Неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ):
    Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную
    рабочую неделю:
    по просьбе беременной женщины,
    одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет
    (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет),
    а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским
    заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
    правовыми актами Российской Федерации.

    Понятие рабочего времени
    При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится
    пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема
    работ.
    Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо
    ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления
    трудового стажа и других трудовых прав.
    Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать (ст. 94 ТК РФ):
    для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от
    шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
    для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным
    программам среднего профессионального образования, совмещающих в течение
    учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до
    шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа;
    для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке,
    установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
    Российской Федерации.
    Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где
    установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая
    продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой
    рабочей неделе - 8 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

    Понятие рабочего времени
    Работа в ночное время (ст. 96 ТК РФ):
    Ночное время - время с 22 часов до 6 часов.
    Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без
    последующей отработки.
    Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников,
    которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для
    работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено
    коллективным договором.
    К работе в ночное время не допускаются:
    беременные женщины;
    работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в
    создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий
    работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
    Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет,
    инвалиды,
    работники, имеющие детей-инвалидов,
    а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии
    с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными
    законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
    матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а
    также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время
    только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по
    состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
    При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим
    правом отказаться от работы в ночное время.

    Понятие рабочего времени

    Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за
    пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной
    работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа
    рабочих часов за учетный период.
    Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его
    письменного согласия в следующих случаях:
    1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие
    непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена
    (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени,
    если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель
    имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя,
    если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества),
    государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью
    людей;
    2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или
    сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения
    работы для значительного числа работников;
    3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает
    перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене
    сменщика другим работником.

    Понятие рабочего времени
    Сверхурочная работа (ст. 99 ТК РФ):
    Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия
    допускается в следующих случаях:
    1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы,
    производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной
    аварии или стихийного бедствия;
    2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных
    обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем
    горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем
    газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
    3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного
    или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных
    обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод,
    землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или
    нормальные жизненные условия всего населения или его части.
    Не допускается привлечение к сверхурочной работе:
    беременных женщин,
    работников в возрасте до восемнадцати лет,
    других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
    Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4
    часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

    Понятие рабочего времени
    Режим рабочего времени (ст. 100 ТК РФ):
    Режим рабочего времени должен предусматривать:
    продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями,
    шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных
    дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя),
    работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников,
    продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня
    (смены),
    время начала и окончания работы,
    время перерывов в работе,
    число смен в сутки,
    чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами
    внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и
    иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
    коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени
    которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым
    договором.

    Понятие рабочего времени
    Сменная работа (ст. 103 ТК РФ):
    Сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда
    длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность
    ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования,
    увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
    При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение
    установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
    При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного
    органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных
    нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к
    коллективному договору.
    Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до
    введения их в действие.
    Работа в течение двух смен подряд запрещается.

    Понятие времени отдыха
    Время отдыха (ст. 106 ТК РФ) - время, в течение которого работник свободен от
    исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
    Видами времени отдыха являются:
    перерывы в течение рабочего дня (смены);
    ежедневный (междусменный) отдых;
    выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
    нерабочие праздничные дни;
    отпуска.
    Перерывы для отдыха и питания (ст.108 ТК РФ):
    В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха
    и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее
    время не включается.
    Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
    При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в
    неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
    Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной
    рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего
    трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

    Понятие времени отдыха
    Отпуска
    Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности)
    и среднего заработка.
    Ежегодный
    основной
    оплачиваемый
    продолжительностью 28 календарных дней.
    отпуск
    предоставляется
    работникам
    Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных
    дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с
    настоящим ТК РФ и иными федеральными законами.
    Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:
    занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда *,
    работникам, имеющим особый характер работы,
    работникам с ненормированным рабочим днем,
    работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
    а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными
    федеральными законами.
    * Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия
    труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда
    отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
    Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска
    работникам составляет 7 календарных дней.

    Режимы труда и отдыха – это регламентированная продолжительность и чередование периодов работы и отдыха в течение смены, суток, недели, устанавливаемые в зависимости от особенностей трудовых процессов и обеспечивающие поддержание высокой работоспособности и здоровья работающих. Различают следующие режимы труда и отдыха: внутрисменный, суточный, недельный, годовой.


    Внутрисменный режим устанавливают с учетом фазного изменения работоспособности в течение дня и характера работы. Задача установления рационального режима труда и отдыха состоит в том, чтобы обеспечить быструю врабатываемость работников, максимально увеличить период устойчивой высокой работоспособности, сократить фазу утомления.



    Количественным показателем рациональности внутрисменного режима труда и отдыха является удельный вес периода высокой работоспособности в рабочем периоде. Оптимальная величина в первой половине смены – 75%, во второй – 65%. Частный показатель, отражающий уровень работоспособности, – частота и тяжесть производственного травматизма.


    Годовой режим труда и отдыха определяет чередование рабочих периодов с периодами длительного отдыха, связанного с очередными ежегодными отпусками, которые необходимы для сохранения здоровья, обеспечения высокой работоспособности и трудового долголетия. Большими возможностями для совершенствования режимов труда и отдыха обладают режимы гибкого рабочего времени, сочетающие периоды гибкого и фиксированного времени.


    Труд и отдых являются необходимым состоянием человека для жизни. Сохранить работоспособность и крепкое здоровье можно только при правильном сочетании умственного и физического труда, а также активного отдыха и сна. Режим труда является основой высокой работоспособности. Он определяется характером и целеустремленностью работника. Ритм работы должен быть умеренным и правильно подобранным. Иначе…



    Труд должен приносить удовлетворение, а не чувство подавленности. На общее психическое состояние работника также влияет общий климат на рабочем месте и отношение в коллективе. Идеальная работа это обстановка, в которой сочетаются деловой подход, хорошие отношения, творчество и инициатива.



    Сон является одним из видов отдыха. Недостаточный отдых, как и бессонница, ведет к переутомлению и снижает защитные силы организма. Сон – наиболее полный вид отдыха, во время которого осуществляется интенсивное восстановление организма. Особенно в клетках головного мозга.бессонница



    Существует даже термин трудовая терапия, с помощью которого специалисты проводят лечение многие болезни и психические расстройства, включая и бессонницу. Как говорится, без труда и отдых не сладок.психические расстройства Правильный режим труда и отдыха позволяет сохранить крепкое здоровье и высокую работоспособность на длительное время. В режиме труда и отдыха особое место занимает чередование отдыха и работы. При выборе режима труда и отдыха важное место занимает общее состояние здоровья человека, его возраст, климатические условия, рацион питания и др. факторы.



    Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха. Этот порядок принято называть режимом труда и отдыха. Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха - это выявление принципов их разработки. Таких принципов три: удовлетворение потребности производства; обеспечение наибольшей работоспособности человека; сочетание общественных и личных интересов.


    Внутрисменный режим труда и отдыха - порядок чередования времени работы и отдыха в течение рабочей смены. Основой для разработки любого внутрисменного режима труда и отдыха является динамика работоспособности. При разработке внутрисменного режима работы с учетом условий производства и особенностей каждого конкретного вида работ определяется общая величина времени на отдых, распределение этого времени на протяжении смены (перерывы в работе и их продолжительность), характер отдыха.


    Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постоянными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим, органом, восстанавливается быстрее.



    В XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для учебно-воспитательной работы в школе. Личность учителя имеет немаловажное значение для решения образовательных и воспитательных задач в учебных заведениях. Качество учебных занятий во многом зависит не только от профессиональности педагога, но и его внутреннего состояния - от физического и психического здоровья. Как известно, здоровье ребенка находится в прямой зависимости от здоровья учителя. Личность учителя и его жизнь должны быть образцом пути здоровья, а, следовательно, и нравственности, и мудрости детей и подростков.


    В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако, очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Труд учителя - постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций. Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных учебных заведений возросло число заболеваний нервной системы, голосоречевых органов, опорно- двигательного аппарата, сосудистой системы. В связи с этим нам показaлась интересной тема исследования здоровья учителя.


    В выяснении вопросов, касающихся специфики труда педагога, много ценной информации дает изучение и сравнение профессиональной деятельности сельских и городских учителей. Известно, что основными факторами риска труда учителя являются: - повышенное психо-эмоциональное напряжение; - значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей; - преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке; - большой объем интенсивной зрительной работы; - высокая плотность эпидемических контактов. Каждый из этих основных факторов риска педагогического труда может способствовать возникновению профессионально обусловленных видов патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем






    Если не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы и снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу. У 17°/о педагогов имеет место истощение жизненных сил, высокий уровень срыва защитных механизмов.



    Из 30 опрошенных учителей только один придерживается режима питания, а остальные не соблюдают его, иногда даже обходятся без завтрака и обеда. Такое отношение к режиму питания связано с большой загруженностью на работе. И в этом проявляется отношение к своему здоровью. Также выяснено, что учителя (77%)не делают зарядку. Только (10%) учителей из опрошенных по возможности выделяют время для физкультуры и спорта в выходной день. Достаточно хорошую память имеют все опрошенные учителя.


    Часты жалобы учителей на то, что им трудно выдерживать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Большинство этих недостатков связано с отсутствием у них навыков правильного речевого дыхания. В связи с этим администрации школы необходимо предусмотреть выполнение гигиенических профилактических мероприятий по сохранению голоса и предупреждению заболеваний верхних дыхательных путей. Например, правильно планировать учебную нагрузку для каждого преподавателя в течение дня и в течение недели; улучшать акустические способности классных комнат; поддерживать нормы показателей микроклимата помещений; создавать благоприятные условия для отдыха учителей во время перемен и т.д.




    Из собственных исследований можно сделать вывод: учителя с большим педагогическим стажем (20-25 лет) более подвержены профессиональным заболеваниям, чем педагоги с меньшим стажем работы. Начиная с 15-ти лет стажа, сельские и городские педагоги уже имеют хронические заболевания разных систем организма. Главной задачей психогигиены и психопрофилактики в труде учителя является нормализация морально-психологического климата в коллективе, межличностных отношениях, нейтрализация факторов повышения психоэмоционального напряжения. Весьма полезно учителю овладеть техникой аутогенной тренировки, которая является высоко эффективным методом, позволяющим снять усталость, избежать переутомления, улучшить самочувствие, управлять эмоциональным состоянием.









    Режимы труда и отдыха: равномерное и продолжительное чередование периодов работы и отдыха на протяжении определённого временного участка, обеспечивающее поддержание высокой работоспособности и здоровья. 2 Студенты – особая профессиональная группа населения, характеризующаяся определенной возрастной категорией и специфическими условиями труда и быта. Возрастные границы группы - от 17 до 27 лет.




    4 Бюджет времени студента должен предусматривать: Учебные занятия в учебном заведении; Учебные занятия дома; Внеучебные занятия (чтение, изучение иностранных языков, гигиенические мероприятия, приём пищи, прогулки, занятия спортом и физкультурой и др.) Трудовая деятельность студентов разнообразна и включает: Умственный труд на лекциях; Работу с учебником; Выполнение заданий в лабораториях; Производственную практику и др. Временные затраты: 5-6 ч. – аудиторные занятия; 4-6 ч. – неаудиторная работа; ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ДНЯ – ч.; СОН – 6-8 ч. (25% студентов спят менее 6 ч, 4% - более 8 часов). 2 раза в год происходит резкое возрастание умственной нагрузки студентов, вызывающее стрессовые состояния – сессии.


    Негативные факторы в образе жизни студента 5 Несвоевременный приём пищи; Систематическое недосыпание; Малое пребывание на свежем воздухе; Недостаточная двигательная активность; Вредные привычки. Вынужденная поза сидя; Напряжение зрения; Умственное и эмоциональное напряжение. Чаще всего у студентов регистрируются заболевания: -ВСД -Кариес -Болезни органов пищеварения -Хронические отоларингологические заболевания -Гипертоническая болезнь и др.


    Режим труда и отдыха 6 Это нормативная основа жизнедеятельности студента, имеющая свою индивидуальность (соответствие конкретным условиям, здоровью, работоспособности, интересам). Важно обеспечение относительного постоянства повседневной деятельности студента. Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. (Пассивный отдых – только при большом утомлении). Необходимо избегать переутомления и однообразного труда.


    Построение аудиторной работы регламентируется составленным расписанием занятий. 7 Дневная суммарная академическая нагрузка студентов должна составлять 10 часов (6 – аудиторных и 4 – самостоятельных). Наиболее интенсивные занятия должны приходиться на периоды естественного подъёма работоспособности – с 9 до 13 и с 16 до 20 часов). Занятия по наиболее трудным предметам следует планировать на вторник, среду и четверг. Расписание учебных занятий необходимо составлять таким образом, чтобы обеспечить постепенное нарастание учебной нагрузки, оптимальный ритм и режим труда. Это должно достигаться мерным чередованием "трудных" и "легких" предметов, лекций и практических занятий на протяжении 3 пар учебных часов. Целесообразно такое сочетание лекционных (Л) и практических (П) занятий: I вариант Л-П-П оптимальное II вариант П-Л-П оптимальное III вариант П-П-Л допустимое


    8 Учебный день каждой группы студентов следует начинать ежедневно в строго определенный час. Оптимальным началом учебного дня является часов. В целях профилактики утомления между парой учебных часов в вузе должен устраиваться перерыв в минут, между 2 и 3 парой часов мин. (обеденный перерыв) В расписании занятий не должно быть "окон" Для увеличения доли самостоятельной работы и активизации учебно- исследовательской работы студентов в сетке расписания целесообразно выделить день самостоятельных занятий, при обязательном осуществлении контроля за эффективностью его использования.


    9 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ Продолжительность отдыха после аудиторных занятий должна составлять 1,5 - 2 часа Во время самостоятельных занятий через каждые 1 - 1,5 часа рекомендуется устраивать перерывы, минимальная длительность которых должна быть ограничена 5 минутами, а максимальная - 15 минутами. Двигательный режим студентов должен составлять часов активной мышечной деятельности в неделю. Суточная активность студентов должна составлять не менее шагов в день. В недельном бюджете времени на культурно-просветительные потребности рекомендуется отводить около 8 часов. Время, отводимое для ночного сна, должно составлять часов, при этом отход ко сну рекомендуется не позднее 24 часов, а подъем не ранее 7 часов. Продолжительность так называемого свободного времени студентов в учебные дни недели должна составлять около часов в день, в дни отдыха - не менее часов.


    10 РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ В период подготовки к экзаменам для сокращения времени на включение в работу целесообразно рабочие периоды делать более длительными, разделяя весь день примерно на три части - с утра до обеда, с обеда до ужина и с ужина до отхода ко сну. Каждый рабочий период дня должен заканчиваться отдыхом в виде прогулки, неутомительного физического труда. Через каждые 1 - 1,5 часа следует устраивать перерывы, длительность которых должна варьировать от 5 до 15 минут (в зависимости от степени усталости). Во время подготовки к экзаменам следует поддерживать активный двигательный режим. Спортивные занятия в этот период должны быть средней интенсивности (30-минутные спортивные игры, силовые упражнения и т.п.). Расписание экзаменов должно быть составлено таким образом, чтобы время ожидания вызова студента в экзаменационный зал не превышало минут.


    11 Требования к организации режима работы с ПЭВМ студентов высших учебных заведений Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ПЭВМ составляет 1 час, -для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью минут. При составлении расписания учебных занятий с ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования: - исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ПЭВМ; - не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ПЭВМ; - не проводить учебные занятия с ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков; - учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков; - двигательный режим студентов и темп работы на ПЭВМ должен быть свободным.


    12 Режимы труда и отдыха стоит соблюдать, ведь от этого зависит не только самочувствие студента и работоспособность во время учебной деятельности, но и настроение. Для этого требуется тщательно планировать своё расписание на день, соблюдая рекомендации по поводу сна, ведь недосыпание вредит нашему организму, лишая нас значительной части энергии. Но и не стоит забывать о своём физическом воспитании. Нужно заниматься каким-либо видом спорта, который вам больше нравятся, и если вы можете выдерживать данную нагрузку, и делать зарядку по утрам. 14 1. Что учитывается при построении режима дня студента? (перечислить 5 факторов) 2. Какие виды деятельности предусматривает бюджет времени студента? (перечислить) 3. Перечислить негативные факторы в образе жизни студента (любые 4). 4. Сколько часов должна составлять дневная суммарная академическая нагрузка студентов? 5. Сколько часов должна составлять продолжительность отдыха после аудиторных занятий? ВОПРОСЫ



  • © 2024 Бизнес. Регистрация. Документы. Заявления